Несмотря на видимость, худшее еще впереди

Несмотря на видимость, худшее еще впереди

Всего пять месяцев назад, когда поток природного газа из России резко сократился и надвигалась нормированная экономическая катастрофа, ЕС принял указ, предписывающий членам обеспечить, чтобы их запасы газа были заполнены как минимум на 80% к 1 ноября. В результате они легко справились с поставленной задачей. В настоящее время хранилища заполнены на 95%, и еще предстоит разгрузка газа с танкеров, простаивающих у берегов Европы.

Это не единственный признак того, что Европа движется к менее суровой зиме, чем казалось всего несколько месяцев назад. Природный газ, который должен быть поставлен в первом квартале следующего года, продается по цене около 125 евро (130 долларов США) за мегаватт-час (МВтч), что ниже, чем летом, когда цена превышала 300 евро. Оптовые цены на электроэнергию в Германии, крупнейшей экономике Европы, упали с пикового уровня более 800 евро/МВтч в августе до менее 200 евро на этой неделе.

В результате опасения экономического коллапса не оправдались. В сентябре промышленное производство в Германии выросло, а безработица осталась на прежнем уровне в 3%. Ранняя оценка роста ВВП в ЕС в целом в третьем квартале по сравнению с предыдущим кварталом составляла 0,2% — немного, но и не рецессия. Занятость продолжала расти. Розничные продажи также выросли, что свидетельствует о бесстрашии потребителей. Закончился ли кризис в Европе, так и не начавшись?

К сожалению, нет. Европейские политики тратят огромные средства как на приобретение альтернативных источников энергии, так и на защиту потребителей от высоких цен. Но энергетический кризис далек от завершения, и в Европе растут разногласия по поводу того, как с ним справляться. Инфляция ускоряется. Огромные расходы на энергетические субсидии создают серьезные финансовые проблемы. А отчаянная борьба за то, чтобы свет оставался включенным, отвлекает правительства от других неотложных дел. Кризис в Европе только начался.

Борьба за власть

Энергия лежит в основе проблем континента. Хотя оптовая цена на газ упала примерно до 125 евро/МВтч, в прошлом году она все еще была ниже 20 евро. Проблемы, способствовавшие росту цен на электроэнергию летом, включая остановку нескольких французских АЭС на ремонт и низкий уровень воды из-за засухи в реках и водохранилищах, питающих гидроэлектростанции Европы, сохраняются, несмотря на некоторое улучшение ситуации . Россия по-прежнему продает газ в южную и восточную Европу и на этой неделе пригрозила вызвать дальнейший хаос на энергетических рынках из-за сокращения поставок.

Ранее Россия обеспечивала 40-50% импорта газа в ЕС. После вторжения России на Украину в феврале Европа начала пытаться отучить себя от российского газа, хотя и медленно, поскольку не было легких заменителей. Но Россия резко сократила экспорт в июне и теперь поставляет только около 15% европейского импорта. План ЕС по обходу без российского газа состоит из трех основных направлений. Во-первых, получить как можно больше газа от других поставщиков и заполнить хранилище до отказа в надежде избежать физического нормирования зимой. С этой целью Германия в рекордно короткие сроки построила свой первый завод по импорту сжиженного природного газа (СПГ); он начинает работать в январе. Давно запланированные трубопроводы из Норвегии в Польшу и из Польши в Словакию открылись, помогая распространять газ по всему континенту. Европейские покупатели обошли потенциальных азиатских покупателей СПГ, чтобы запастись им на зиму.

Но до середины 2024 года новых крупных поставок газа в мир не ожидается. Поэтому в следующем году Европе снова придется конкурировать с азиатскими покупателями. Конкуренция может стать еще более острой, если замедлится спад в Китае из-за covid-19. В этом году Европа импортировала много российского газа до июня; она должна компенсировать еще больший дефицит в следующем году. В результате Европа (и Азия) столкнется с высокими ценами в течение следующих 18 месяцев или около того.

Это приводит ко второму элементу европейской стратегии: использование меньшего количества газа для производства электроэнергии. Германия, где существует сильное антиядерное лобби, с опозданием и неохотно согласилась продлить жизнь своим последним трем реакторам, хотя бы до апреля. Несколько угольных электростанций снова заработали, несмотря на загрязнение. Правительства по всей Европе пытались ускорить использование возобновляемых источников энергии, используя, например, снижение налогов в Бельгии и Франции и бюрократическую волокиту в Чехии и Италии. Этим летом импорт солнечных панелей увеличился, так как экспорт российского газа испарился (см рис. 1, левая панель).

Однако, несмотря на все это, объем электроэнергии, вырабатываемой на газе, фактически увеличился за счет значительного сокращения выработки атомной и гидроэнергетики. EDF, французский государственный оператор атомных электростанций, продолжает пересматривать свои прогнозы по производству электроэнергии. Хотя влажная осень заполнила водохранилища в скандинавских странах, гидроэнергетика в Италии по-прежнему отключена. А развитие ветроэнергетики, в частности, требует времени, вне зависимости от стимулов. По данным отраслевой группы WindEurope, заказы на ветряные турбины, являющиеся хорошим индикатором будущего роста производства, резко упали во втором квартале 2022 года и едва восстановились в третьем квартале (см рис. 1, правая панель).

Отключение электроэнергии

Третьим элементом реакции Европы на шок предложения была попытка снизить спрос на газ и электроэнергию. В этом году страны ЕС потребляли примерно на 10% меньше газа, чем в предыдущие годы. Энергопотребление тоже упало, но не так сильно.

Необычно теплая погода уменьшила потребность в газе для отопления. Высокие цены на газ и электроэнергию также в некоторой степени поощряют бережливость. Проблема в том, что многие европейские правительства полны решимости оградить потребителей от всех последствий нехватки газа, опасаясь экономических и политических последствий. Франция, например, ограничила цены на газ на уровне прошлого года, а цены на электроэнергию всего на 4% выше прошлогоднего уровня. К 2023 году она намерена увеличить эти ограничения всего на 15%. Испания субсидирует использование газа для производства электроэнергии, чтобы снизить цены. А Италия, которая производит 40% своей электроэнергии из газа, снизила налоги как на электроэнергию, так и на потребление газа. Неизбежным результатом является то, что эти страны сократили потребление газа гораздо меньше, чем другие крупные экономики Европы (см график 2).

Такие различия в мерах жесткой экономии противоречат другому постановлению ЕС, которое требует от членов сократить потребление газа на 15% по всем направлениям. Когда дело доходит до энергетической политики, Европе, похоже, не хватает солидарности не меньше, чем газу. Предложение о выпуске совместного долга ЕС для финансирования энергетических субсидий в государствах-членах, чьи бюджеты слишком растянуты, чтобы позволить им делать это по отдельности, было отклонено Германией. На этой неделе в ЕС ведутся споры по поводу предложенного ограничения оптовых цен на газ.

Европейская комиссия предложила ограничить базовый европейский фьючерсный контракт в размере 275 евро за кВтч, предполагая, что мировые цены на СНГ будут как минимум на 58 евро ниже. Это слишком высокий предел для некоторых стран, таких как Франция и Испания, которые опасаются, что предел никогда не вступит в силу. Но более низкая цена будет беспокоить другие страны, в том числе Германию, если это приведет к дефициту, поскольку газ будет перенаправлен в другие части мира. И в любом случае неясно, насколько эффективно ограничение сработает на практике, учитывая, что частные продажи, в отличие от контрактов, торгуемых на биржах, не будут облагаться налогом.

Споры отражают расхождение интересов. Промышленность Германии зависит от газа и скорее будет платить огромные цены, чем рисковать нормированием.

Обратите внимание: 1 декабря – по прежнему крайний срок подачи налоговых деклараций, несмотря на все нюансы сложившейся в стране обстановки..

Франция не использует много газа, но импортирует много электроэнергии, чтобы компенсировать нехватку ядерного топлива. Она заинтересована в любых мерах, которые могут снизить оптовые цены на электроэнергию. У Испании есть трубопровод в Алжир и достаточные мощности для импорта сжиженного природного газа, поэтому он вряд ли будет коротким. Но цена, которую она платит за часть импортируемого газа, привязана к евростандарту, поэтому она заинтересована в ограничении цены. Есть и другие страны, такие как Италия и большая часть Восточной Европы, где фискальные и экономические последствия высоких цен на газ настолько серьезны, что они готовы на все, чтобы облегчить бремя.

Предположительно, эти разногласия будут углубляться по мере ухудшения экономических перспектив. Нынешняя сила экономики в значительной степени осталась в прошлом. Компании столкнулись с рекордным объемом невыполненных заказов из-за пандемии и последующих сбоев в цепочке поставок. Домохозяйства в более богатых странах по-прежнему хранят накопленные сбережения, поскольку ограничения на поездки и развлечения затрудняют расходы.

Хотя инфляция, похоже, достигла своего пика в Америке, она продолжает ускоряться в Европе. Растет доля товаров в корзине, используемой для расчета инфляции, цена которых выросла более чем на 4% за последний год. Устойчивый эффект более высоких цен на энергоносители из-за субсидий продлит период высокой инфляции. Это, в свою очередь, вероятно, приведет к повышению заработной платы и цен на услуги и, таким образом, удлинит ценовую спираль. Высокопоставленные чиновники Европейского центрального банка (ЕЦБ) предположили, что необходимо дальнейшее резкое повышение процентных ставок.

Поэтому неудивительно, что, согласно опросам общественного мнения, европейские компании опасаются следующих нескольких месяцев. Согласно последнему прогнозу Комиссии, зимой будет небольшая рецессия, а до конца 2023 года — стагнация%.

Переключение на электроэнергию

по словам Голдмана, замена дорогостоящих источников энергии может сократить сокращение производства вдвое, и некоторые из этих замен уже осуществляются. Недавнее исследование немецкого научно-исследовательского института IFO показало, что 75% производственных предприятий в Германии сократили потребление газа без сокращения производства. Проблема заключается в остальных 25%. Основные химические вещества, металлы и керамика борются за то, чтобы оставаться конкурентоспособными. Менеджеры в таких компаниях прыгают вверх и вниз. Отказ от российского газа, заявил в апреле исполнительный директор крупной немецкой химической компании Basf, «уничтожит всю нашу национальную экономику".

Реакция широкой общественности на энергетический кризис в Европе была более сдержанной. Были протесты против роста цен и забастовки из-за того, что заработная плата не поспевает. Но на континенте не было такого движения, как «Желтые жилеты», протесты, которые в 2018-19 годах привели некоторые части Франции в тупик из-за стоимости жизни. Фактически, относительно немногочисленные крупномасштабные протесты в последние месяцы, как правило, были сосредоточены на местных проблемах. Демонстрация, которая, по словам организаторов, собрала около 670 000 человек на улицы Мадрида 13 ноября, была посвящена здравоохранению, а не ценам на энергоносители. Согласно опросу Forschungsgruppe Wahlen, доля немцев, готовых поддержать Украину, несмотря на высокие цены на энергоносители, с июля оставалась на уровне 70% или выше.

Другое исследование, проведенное по заказу ЕС этим летом, когда цены на энергоносители были самыми высокими, показало, что 70% европейцев считают финансовое положение своих домохозяйств хорошим. Когда их спрашивали об их работе, люди говорили, что их перспективы улучшились и, вероятно, продолжат улучшаться. При этом две трети европейцев считали, что состояние экономики страны оставляет желать лучшего и намного хуже, чем до войны. Осознавая пагубные последствия энергетического кризиса, немногие из респондентов считали, что они непосредственно пострадали от него.

Однако такое спокойное отношение обусловлено щедрыми субсидиями, предоставляемыми правительствами многих стран ЕС, которые вряд ли будут устойчивыми в долгосрочной перспективе. По данным аналитического центра Bruegel, с сентября 2021 года на поддержание доступных цен на энергоносители было выделено 573 миллиарда евро государственных средств. Почти все страны исключили налоговые поступления от энергетики, например, снизив налог на добавленную стоимость. Кроме того, существовала финансовая помощь, трансферты бедным семьям и, во многих случаях, общие субсидии для всех домохозяйств и отраслей.

Эти средства неравномерно распределены как внутри европейских стран, так и между ними. Только на Германию приходится 264 миллиарда евро, а Швеция потратила менее 2 миллиардов евро. Общая сумма запланированных расходов, которые в некоторых случаях растягиваются на годы, составляет почти 3000 евро на каждое европейское домохозяйство, почти столько же, сколько ежегодно тратится на образование. Еврокомиссия считает, что более двух третей всех расходов нецелевые.

Вопрос о том, является ли эта политика правильным использованием государственных средств или как она будет оплачиваться, практически не подвергался сомнению, хотя схема Германии, несмотря на ее нецелевую направленность, по крайней мере, сохраняет стимул к сдерживанию потребления (и Великобритания ранее в этом месяце) отменил смехотворно щедрую подачку домохозяйствам). Стратегия «во что бы то ни стало», принятая во время пандемии, когда правительства пытались компенсировать большую часть нанесенного экономического ущерба, в значительной степени повторилась. «Мы находимся в ситуации, когда компаниям нужна наша поддержка для защиты экономической структуры Германии», — заявил в сентябре министр экономики Германии Роберт Хабек.

Однако щедрые подачки не только раскрывают стремление европейцев экономить энергию, но и ложатся тяжелым бременем на государственный бюджет. Некоторые страны могут позволить себе быть щедрыми. Дания и Чехия имеют низкий государственный долг и могут гасить долги годами. Но в южной Европе гораздо меньше свободы действий. Италия, Испания, Греция и Франция вступили в кризис с соотношением долга к ВВП более 100%. Их схемы энергоподдержки увеличат долг на 3-6 процентных пунктов.

Хотя правила ЕС, устанавливающие ограничения на государственные расходы для правительств с задолженностью более 60% ВВП, были приостановлены, долговое бремя, накопленное во время пандемии и энергетического кризиса, будет ограничивать бюджеты на долгие годы. В течение следующего десятилетия необходимость увеличения расходов как на изменение климата, так и на старение населения будет еще больше давить на государственные финансы. А вопрос о том, как быстро расходующие средства правительства должны сокращать долг, уже является горячей темой в ЕС.

Некоторые политики опасаются, что рост долга заставит рынки нервничать. Кристин Лагард, глава ЕЦБ, предупредила европейских министров финансов, что резкое увеличение государственных расходов может привести к более быстрому повышению процентных ставок. Странам с особенно высоким долговым бременем может понадобиться помощь ЕЦБ для поддержки долга.

Как минимум, субсидии заменят другие расходы. 20 ноября новое правительство Италии во главе с Джорджией Мелони отказалось от части своей предвыборной программы, включая снижение налогов. Вместо этого он окажет дополнительную помощь домохозяйствам и предприятиям, добавив еще 30 миллиардов евро к 75 миллиардам евро, уже выплаченным с начала кризиса.

Утечка электроэнергии

В то же время фокус на энергетике занимает все время и внимание европейских политиков, игнорируя другие политические решения. При таком большом беспокойстве о том, как пережить следующий месяц или год, мало внимания уделяется финансовым мерам, которые принесут плоды в долгосрочной перспективе. В этом нет ничего нового: с момента вспышки Covid-19 неприятные реформы неоднократно откладывались. Например, во Франции президент Эммануэль Макрон отложил спорную пенсионную реформу в начале пандемии. Другие страны пытаются уклониться от обещанных ими реформ, чтобы получить деньги из фонда восстановления пандемии ЕС.

Политики когда-то надеялись, что 2022 и 2023 годы станут периодом экономических преобразований, подобных заброшенной пенсионной реформе Макрона. Безработица была на рекордно низком уровне, отчасти благодаря политике стимулирования эпохи Covid, которая могла бы сделать болезненные изменения более приемлемыми. «Общественность увидела, насколько щедрым было государство [во время пандемии], и могла бы понять, если бы их попросили приложить усилия, например, в отношении пенсионного возраста», — говорит европейский чиновник. С учетом того, что выборы во Франции и Германии позади, избирательный цикл также представляет меньше препятствий, чем обычно.

Но эта возможность для реформ, если она вообще существовала, была уничтожена энергетическим кризисом г-на Путина. Планы по повышению конкурентоспособности Европы снова отложены. Деньги, которые можно было бы использовать для помощи тем, кто пострадал от реструктуризации экономики, вместо этого пошли на субсидии в области энергетики. Другими словами, самый болезненный ущерб от нехватки газа еще не нанесен.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Несмотря на видимость, худшее еще впереди.