Согласно мнению экспертов, политические и бизнес-элиты Украины в настоящее время глубоко разделены, а не представляют собой монолитную структуру. Более того, они находятся под влиянием различных внешних сил, что усугубляет внутреннюю разобщенность. При этом, как отмечают аналитики, украинское общество в своей массе не настроено на конфронтацию с Россией, хотя в условиях жесткого политического режима у него пока нет возможности открыто выразить эту позицию.
AP/TASS Автор Жаклин Мартин В ходе круглого стола «Другая Украина: кто в оппозиции к киевскому режиму внутри страны», организованного Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ) в Москве, участники пришли к выводу, что украинское общество не является однородным. По их мнению, в стране существуют значительные возможности для налаживания мирного диалога с различными его представителями, которые не поддерживают курс действующей власти.
Ключевой точкой сборки для всех оппозиционных сил, по мнению участников дискуссии, стала недавняя программная статья политика Виктора Медведчука. В ней он выразил уверенность в существовании в Украине так называемой «партии мира» — разумной части общества, которая должна консолидироваться, чтобы противостоять милитаристскому курсу президента Владимира Зеленского.
1. Война с Россией — это война против будущего самой Украины
«Сложился стереотип, что в Украине царит монолитное единство людей, ненавидящих Россию. Однако Медведчук говорит об обратном: украинцам необходимо начать строить свою демократию и гражданский диалог, а не действовать в угоду западным кураторам», — отметил модератор круглого стола, директор Центра политического анализа Павел Данилин, открывая дискуссию.
Эксперты подчеркивают, что в Украине действительно много людей, которые не являются безусловными сторонниками режима Зеленского. Различие их позиций, мнений и интересов, по сути, и формирует ту самую украинскую «партию мира», которая потенциально может стать объединяющей силой.
Парадоксально, но, как считает директор Института изучения последствий военных действий в Украине Кирилл Молчанов, такие противники нынешней власти являются наследниками тех самых ожиданий, с которыми люди голосовали за Зеленского в 2019 году. Тогда он обещал покончить с политикой своего предшественника Петра Порошенко, который, по мнению многих, строил государство на антироссийской риторике, обрекая страну на перманентный конфликт.
Обозреватель Владимир Скачко (Украина.ру) заявил, что главный месседж, который необходимо донести до украинского общества, должен звучать четко: сражаясь сейчас с Россией, граждане Украины воюют не за интересы своей страны. Запад, который, по мнению спикера, инспирировал нынешний конфликт, не оставляет Украине будущего ни при одном из возможных исходов. Осознание этого факта, как полагает Скачко, будет способствовать росту неприятия курса Зеленского во всех слоях украинского общества.
2. Элиты в раздрае: кто на кого работает?
Владимир Скачко также указал на отсутствие единства и среди самих украинских элит. По его словам, они не выстроились «ровными рядами» в поддержку политики Зеленского, поскольку преследуют собственные интересы, далеко не всегда связанные с антироссийской идеологией. Среди этих групп можно выделить военных, крупных бизнесменов (олигархов), представителей спецслужб и даже националистические движения.
«Военная элита Украины неоднородна. В условиях спецоперации она разделена по множеству факторов: источникам финансирования, центрам влияния и так далее. Даже украинские спецслужбы, которые традиционно ориентируются на Запад, не едины. Например, Главное управление разведки (ГУР) Минобороны Украины курируется британской MI6, а Служба безопасности Украины (СБУ) тесно связана с американским ЦРУ», — пояснил Скачко.
Он также отметил раскол и в среде ультраправых сил: «Не едина даже главная, казалось бы, объединяющая тенденция в Украине — неонацисты. Есть наемники из полка «Азов» (признан в РФ террористической организацией), которые воюют за деньги. А есть классические националисты, для которых главный страх — даже не Россия, а возможные территориальные претензии Польши на западные области Украины (так называемые «Восточные Кресы»)».
Обратите внимание: Виновата коррупция, ссср и неблагодарное население: украинские политики высказались об Афганистане.
3. С кем вести диалог о будущем?
Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института стран СНГ Александр Дудчак подчеркнул, что посыл как статьи Медведчука, так и последовавшей дискуссии — не в очередной раз пытаться договориться с нынешним киевским режимом, а определить, какие влиятельные силы внутри Украины могут в будущем представлять ее интересы в парадигме мирного сосуществования с Россией.
Он напомнил о масштабной эмиграции: «После Майдана из Украины уехало около 10 миллионов человек, с начала специальной военной операции — еще порядка 7 миллионов». «Нас пытаются убедить, что там единый народ, собранный в кулак. Но это не так. Это единство на штыках, видимость, создаваемая контролируемыми СМИ и жестким репрессивным аппаратом», — заявил Дудчак.
Его точку зрения поддержал заведующий кафедрой истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов. Он отметил, что единства не было и за последние 30 лет: «Все партии, СМИ, общественные деятели, бизнесмены и простые граждане, которые выступали за нормализацию отношений с Россией, были системно уничтожены или маргинализированы. Насильственное, искусственное «единство» украинского народа — это продукт репрессивного аппарата, подавляющего любое инакомыслие. Но это не отражает интересов украинского народа в целом, которые лежат не в плоскости конфронтации с Россией. Все больше людей задаются вопросом: «Во что мы ввязались?». Другая Украина — это и есть настоящая Украина», — резюмировал Шаповалов.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Украинские элиты весьма сегментированы, если уже не расколоты, и находятся под влиянием различных внешних сил.