Почему политики вызывают всеобщее недовольство: анализ профессии и системных проблем

В России, как и во многих других странах, профессия политика часто становится объектом критики и недовольства со стороны граждан. Однако стоит отметить, что подобное отношение характерно не только для государств с низким уровнем развития или высоким уровнем коррупции. Жители благополучных стран, относящихся к так называемому «первому миру», также регулярно выражают претензии к своим избранникам и государственным служащим. Это явление имеет глубокие корни и объясняется спецификой профессии, мотивацией людей, идущих в политику, и особенностями политических систем в разных странах.

Чтобы понять причины повсеместного недовольства, необходимо проанализировать, какие люди обычно выбирают карьеру политика и как устроена их работа в различных социально-экономических условиях.

Старая профессия...

1. Кто выбирает карьеру политика?

Как правило, в политику идут не самые талантливые или высококвалифицированные специалисты. Объяснение этому довольно простое: человек, обладающий выдающимися способностями в конкретной области — будь то медицина, инженерия, искусство или бизнес — с большой вероятностью посвятит себя этой профессии. Талантливый врач будет лечить людей, gifted инженер — создавать проекты, а успешный предприниматель — развивать компанию. В «гражданских» профессиях для настоящих профессионалов всегда есть спрос и возможности для реализации.

Талантливым людям есть чем заняться

Политика же требует иного набора качеств. Это сфера, где на первый план выходят не узкопрофессиональные навыки, а личностные характеристики: коммуникабельность, амбициозность, умение вести переговоры и работать с людьми. Основная задача политика — не производство материальных благ, а организация общественной жизни, управление и представительство интересов граждан. Следовательно, в политику часто приходят те, кто не нашёл себя в других, более конкретных профессиях, или кто видит в этой деятельности путь к власти и влиянию. Конечно, есть исключения — политики, пришедшие из успешной профессиональной среды, но их меньшинство.

Талантливый врач вряд ли станет политиком

2. Мотивация и система вознаграждения

В здоровом обществе действует простой принцип: ценность и вознаграждение труда зависят от его полезности и требуемой квалификации. Труд нейрохирурга или учёного ценится выше, чем труд неквалифицированного рабочего. Административная работа, которой занимаются политики и чиновники, по своей сути является обслуживающей: она призвана обеспечивать функционирование общества, а не создавать новые продукты. В идеальной модели зарплата за такую работу должна быть умеренной, соответствующей её вспомогательной роли.

Грузчик никогда не станет миллионером

Однако на практике политики часто получают доступ к значительным ресурсам, привилегиям и рычагам влияния. Им доверяют управление общественными финансами (бюджетом) и наделяют властными полномочиями. Это создаёт соблазн и возможность использовать должность для личного обогащения или комфорта, даже при невысокой эффективности работы. В гражданской сфере бездарного работника увольняют, а некомпетентный предприниматель разоряется. В политике же слабые механизмы контроля могут позволить такому человеку долго удерживаться у власти и извлекать личную выгоду.

От добросовестного политика многого не требуется

Таким образом, формируется портрет типичного политика, характерного для многих стран: человека с завышенными амбициями в отношении личного благополучия, но с невысокой отдачей от своей работы на общественном поприще. Получая высокий статус и привилегии «по должности», у таких людей часто пропадает стимул к саморазвитию и повышению качества своей работы. Зачем прилагать дополнительные усилия, если и так всё есть?

Обратите внимание: Кремлебот.Самая позорная работа..

3. Роль политической системы

Почему же уровень доверия к власти и качество госуправления так сильно различаются от страны к стране? Со стороны может казаться, что чиновники в Германии или Скандинавии более добросовестны, чем в России или некоторых странах Африки. Разница заключается не в изначальных «качествах» людей, идущих в политику (соблазн воспользоваться положением есть у многих), а в эффективности политических институтов и систем сдержек и противовесов.

Бандит Мусевени правит Угандой 35 лет

В развитых демократиях существуют сильные правовые механизмы, независимые суды, свободная пресса и прозрачные процедуры, которые ограничивают возможности для массовой коррупции и злоупотреблений. Политик, уличенный в нарушениях, с высокой вероятностью понесёт ответственность — уголовную, финансовую, политическую. Эти системы не идеальны, и скандалы случаются (достаточно вспомнить дела некоторых европейских лидеров), но они работают как фильтр, отсеивая самых отчаянных нарушителей.

Николя Саркози — подсудимый известный мошенник, недавно заседавший на посту президента Франции

Ключевыми элементами такой здоровой системы являются реальная сменяемость власти, честные выборы, независимый контроль за расходованием бюджетных средств и сильные гражданские институты. Даже если к власти приходят не самые достойные люди, система не позволяет им нанести непоправимый ущерб за короткий срок и обеспечивает механизмы их замены.

Политики - это гуманитарные работники с завышенным самомнением

В странах, где такие институты слабы или отсутствуют (некоторые государства Африки, Латинской Америки, постсоветского пространства), у «бездарных помощников» появляется возможность в полной мере использовать административный ресурс в личных цеях, удерживать власть десятилетиями и избегать ответственности. Общество в таких условиях оказывается неспособным эффективно контролировать тех, кого оно нанимает на службу.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Политик - наверное, самая ругаемая и ненавидимая профессия.