Мне кажется, что из всех европейских держав именно Франция в ХХ веке была «рекордсменом по количеству революций, государственных переворотов и политических кризисов».
Однако французская армия не развалилась в 1917 году. Хотя французы понесли очень большие потери, и только в 1917 году там наступил политический кризис, наряду с масштабными солдатскими мятежами.
Тем не менее, Франция не повторила в этом отношении судьбу России. Хотя отмечу, что потери, в том числе и финансовые, оказались для французов настолько велики, что в 1940 году страна развалилась. А немцы еще провели парад в Париже.
Так в чем же были отличия? Во-первых, французские власти с самого начала сделали общество явной мишенью для войны. Да, империалистический, но так сказать "пропитанный национальным духом". В целом французское общество конца XIX — начала XX веков было пропитано «духом реваншизма» за проигранную франко-прусскую войну.
Кстати, даже слово «шовинизм» имеет французские корни и связано с именем легендарного (не в смысле великого, а в смысле вымышленного) солдата Николя Шовена.
Детей в школе «надували» на немцев: мол, из-за этих пруссаков мы потеряли Эльзас и Лотарингию. Должен быть возвращен. И вообще Германия - враг. Реваншизм и шовинизм, может быть, и не самые приятные вещи, но они важны для мотивации масс.
Для сравнения, отношение к Германии в России долгое время было дружественным, особенно в правых кругах. Я молчу о том, что Германия была стратегическим экономическим партнером Российской империи.
А 1914 год был для многих в России неожиданным, я уже не говорю о крестьянских массах, не знавших об Эльзас-Лотарингии, союзных договорах, бедных сербах, несчастной Бельгии, "эрц-пеппер-герцогах" Франце-Фердинанде и так далее.
Во-вторых, для Франции война с немцами стала буквально «битвой за столицу»: немцы завоевали большие французские территории, почти дошли до Парижа. Короче говоря, «враг у ворот», который «топчет исконную французскую землю». Это также важно для мотивации.
А что значила потеря Варшавы для крестьян Пензенской или Воронежской губерний (они вообще знали, что это такое)? Получается, что мы воюем за сербов и поляков? «Мы Рязань, до нас немец не доберется».
В 1918 году В. И. Ленин сказал, что «западные капиталисты», мол, умнее. Только в России были такие гиганты мысли, как Николай II или А. Ф. Керенский. На Западе:
"..есть серьезные вожди капитализма, которых не было в России..." (с) В.И.Ленин. ПСС. Том 36. Заседание ВЦИК 29 апреля 1918 года.
Для чего я? И к тому, что Владимир Ильич.. был прав. Здесь, во Франции, сами капиталисты помогли своему правительству перевести хозяйство на военные рельсы.
Обратите внимание: Почему милитаризация космоса является одной из острых проблем для мировой безопасности?.
Да, это не всегда эффективно и не без пользы для себя. Но понимание того, что войну можно выиграть, только объединив фронт и тыл «в едином порыве» и при предельно эффективной промышленной работе, пришло к французам явно раньше.«Требования войны заставили правительство установить монополию на внешнюю торговлю и валютные операции. Обмен бумажных денег на золото был запрещен. Железные дороги и торговый флот перешли под контроль государства. Оно закупало сырье, продовольствие и другие товары от частных фирм по высоким «военным ценам» в беспрецедентных масштабах и массово импортировали их из США и Великобритании.
Правительство устанавливало цены и заработную плату, управляло рабочей силой. Часть квалифицированных рабочих и техников была отозвана из армии и направлена в военную промышленность. Рабочий день был увеличен до 10-12 часов. Мужчин, ушедших на фронт, сменили женщины, старики, подростки...» (с) Европа и Россия в огне во время Первой мировой войны. Писательский коллектив. Под редакцией В.А.Золотарева.
При этом пропагандировалось «священное единство» и создавался «образ врага» — беспощадного. И делать это особо не пришлось, так как немцы были рядом и обстреливали Париж.
Но ведь даже при таких сценариях Франция, как я уже упоминал, пережила очень тяжелый кризис в том же 1917 году. По многим краям прокатились мятежи, позади прошла волна демонстраций и забастовок.
Однако им удалось справиться с кризисом. Филипп Петен (да, тот самый будущий коллаборационист) наводил порядок на фронте. Причем наводил порядок, в первую очередь, не военно-полевыми судами (хотя они были и расстреляли многих).
Главнокомандующий остановил неудавшееся наступление своего предшественника Нивеля и наладил диалог с солдатскими массами. Выяснилось, что им не хватает снаряжения, над ними издеваются некоторые офицеры. Петен пошел навстречу солдатским массам, наладил снабжение и организовал «кадровую чистку».
С другой стороны, Жорж Клемансо, новый премьер-министр Франции, сосредоточил в своих руках важнейшие рычаги управления экономикой и государством. Кстати, он стал . в ноябре 1917 года.
Местные французские социалисты, конечно, возмутились. Но Клемансо дал им несколько министерских портфелей и дал понять, что немцы возьмут с собой всех, включая социалистов. Большинство депутатов (даже социалисты) в итоге голосовали за Клемансо до 1920 года. Все понимали, что они действительно «в одной лодке».
Можно конечно еще вспомнить, что французов на западном фронте "поддержали" англичане, а к концу войны еще и американцы.
Но на первый план я все же поставлю сплоченность французского общества в тот момент (поскольку внешняя политика оказалась важнее внутренней) и несколько субъективный фактор в лице достаточного количества политических, военных и «буржуазных» деятелей серьезных руководителей капитализм».
Консенсус в обществе не был разрушен. Другой вопрос, что в межвоенный период Франция находилась в состоянии длительного общественно-политического и экономического кризиса, из которого она вышла только в 1940 году...
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Почему во Франции не произошло своего «революционного 1917 года» в ходе Первой мировой войны.