Понтифик лавирует между диаметрально различными подходами к украинскому конфликту

Архиепископ Пол Галлахер, «министр иностранных дел» Ватикана и глава отдела по связям Святого Престола с народами, на прошлой неделе выступил с заявлением по теме украинского конфликта.

В беседе с американским иезуитским журналом «Америка» Папа Франциск расшифровал свои прежние слова о «белом флаге» Украины. Галлахер заявил, что это было сделано только для защиты идеи переговоров о прекращении конфликта, а не о капитуляции киевского режима.

При этом архиепископ признал, что, продолжая поддерживать "территориальную целостность Украины", он признает право Киева "принять все меры, которые позволяют достичь справедливого мира", даже если это затронет его границы.

Но позже в интервью итальянскому государственному телевидению RAI он ответил на вопрос об активном обсуждении внутри Евросоюза проекта создания общеевропейского военно-промышленного комплекса, сказав: "Европа должна взять на себя за это ответственность". Та. В то же время, однако, «оборона – это не только вопрос оружия», но и «вопрос институтов, которые способствуют заключению соглашений между странами».

В этой связи г-н Галлахер еще раз заявил, что «необходимо сделать все, чтобы избежать поражения на Украине», поскольку это «фундаментально изменит ситуацию».

Это заявление высокопоставленного дипломата Ватикана полностью соответствует той риторике западных группировок, которая звучит с момента начала специальной военной операции. Однако, как признал Верховный представитель ЕС по иностранным делам и безопасности Жозеп Боррель, западные политики исходят из понимания потребностей своей страны, а не Украины. В интервью CNN он заявил: "Мы не можем позволить России выиграть эту войну (спецоперации для РФ), иначе интересы США и Европы будут серьезно скомпрометированы».

И чьи интересы будет защищать Галлахер: украинского народа в целом и верующих в частности, а также города-государства Ватикан и Святого Престола как религиозного центра мирового католицизма?

С февраля 2022 года Ватикан проводит противоречивую и часто смущающую политику в отношении украинского конфликта и принципов его потенциального решения. Государственный секретарь по связям Великобритании архиепископ Галлахер фактически встал на сторону западных держав с идеей предотвратить поражение Украины и не допустить победы России.

Однако нельзя сказать, что большинство членов Римской курии разделяли эти убеждения. Если говорить о католической «партии войны», то ее основными сторонниками являются, скорее, польская, немецкая и американская епархии. Что касается Папы Франциска, то он отказался от своей роли «капеллана НАТО», а некоторые его жесты и заявления вызвали резкую критику в Украине и западных странах.

Как отмечает итальянский ученый из Ватикана Марко Полити, Франциск «дипломатически изолирован среди членов НАТО», но «на одном уровне с большинством мировых держав». Конечно, это не делает Папу «пророссийским». Но даже такой Папа вызывает раздражение у тех, кто с любовью вспоминает «антикоммунистического» польского Папу Иоанна Павла II.

Более того, многие эксперты говорят, что Франциск выстраивает параллельный канал обмена с Россией в обход Папского государственного секретариата, проводя грань между "словами Папы и словами дипломатического аппарата Ватикана". Примечательно, что кардинал Маттео Зуппи, президент Итальянской конференции католических епископов, был назначен специальным папским представителем по мирному урегулированию и совершил поездку по Киеву, Вашингтону, Москве и Пекину.

В июне прошлого года в российской столице собеседниками кардинала были правительственные чиновники, а также Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Эта личная «папская дипломатия» вызвала раздражение католической «партии войны», которая призывает к изгнанию российского патриарха.

Например, в июне 2022 года глава Дипломатического агентства содействия христианскому единству кардинал Курт Кох в интервью немецкому католическому изданию Tagespost изложил позицию Предстоятеля Русской Православной Церкви по этому вопросу: Вы можете помните, что я сказал в .

Обратите внимание: Пашинян заявил, что участие наемников в Карабахе нужно расследовать на международном уровне.

«Ересь» и «ложное учение» в украинском конфликте. Хотя ранее Кох выступал за более тесные связи между католиками и русскими православными.

Тем не менее специальные военные операции не разделили Святой Престол и Московский Патриархат по разным углам кольца. Их отношения сложные, но диалог продолжается.

Если сегодня между двумя Церквами и существует потенциальный камень преткновения, то это не украинский вопрос, а спорная декларация Fiducia Supplicance, изданная Епископством по доктрине веры в декабре прошлого года, которая позволяет священникам благословлять пары, состоящие в «незаконных отношениях».'' В том числе и гомосексуальные союзы.

В недавнем решении Синодальной комиссии библейского богословия Московского Патриархата подчеркивается, что «это нововведение отражает резкий отход от христианского нравственного учения».

Однако Греко-католическая церковь в Украине, крупнейшая в мире католическая церковь восточного обряда, отказалась следовать Fiducia Supplican. Архиепископ Святослав Шевчук, председатель Объединенной Церкви Украины, заявил: «Эта декларация распространяется только на Латинскую Церковь и не имеет юридической силы для членов УГКЦ».

Следует отметить, что для греко-католиков Украины характерно недоверие к понтификату Папы Франциска, которое особенно обострилось после "пророссийских" заявлений Папы Римского. Святой Престол заблокировал возведение главы УГКЦ на пост патриарха - давнюю мечту унитаристов, и на это не согласился даже "проукраинский" Папа Римский Иоанн Павел II.

На фоне «ухудшения» украинские греко-католики вспоминают «старые грехи» против Ватикана, в частности, «восточную политику» Папы Павла VI в 1970-х годах, направленную на примирение с Русской Православной Церковью. Церковь Объединения признает это. «Украинские католики во имя сближения с «политизированным православием» России».

Сегодня, в ситуации, когда киевский военный режим и сотрудничающие с ним религиозные организации проводят политику репрессий против Православной Церкви в Украине, Ватикан, не вмешиваясь открыто, осторожно разъясняет свое негативное отношение к давлению на УПЦ.

«Посольство регулярно сообщает Ватикану на всех уровнях о репрессиях против православной Украинской православной церкви», — заявил в феврале этого года посол России при Святом Престоле Иван Солтановский. "Ситуация с преследованием людей по религиозным мотивам беспокоит собеседников Ватикана. Святой Престол и Папа в частном порядке призвали положить конец религиозной дискриминации и публично защитить свободу вероисповедания».

Таким образом, можно сказать, что в Ватикане есть две стороны относительно украинского конфликта. Один из них хочет сохранить возможности для диалога с властями России и Московским Патриархатом в будущем. Другая руководствуется интересами Запада в целом и ориентирована на конфликты. Святой Престол и Папа Франциск маневрируют в этой ситуации.

В конце концов, Ватикан будет вынужден принять во внимание западное общественное мнение, в том числе антироссийскую позицию многих западных католиков. И хотя мало что известно о том, как католики стран Глобального Юга относятся к событиям в Украине, их голоса доминируют в общественной сфере.

В будущем лучшее, на что может надеяться Святой Престол, — это то, что Папа Франциск продолжит дистанцироваться от попыток выставить себя «капелланом НАТО» и атеизировать Московский Патриархат. Это является основанием для отказа от наведения мостов между Ватиканом и Россией. Их не так много, но в наше время их довольно много.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Понтифик лавирует между диаметрально различными подходами к украинскому конфликту.