Москва готова построить железную дорогу для обхода санкций

В Термезе (Узбекистан) состоялось обсуждение проекта строительства Трансафганской железной дороги, являющейся частью международного транспортного коридора Беларусь-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан (до города Парачинара). Ширина колеи 1520 мм. Это российский стандарт. Заинтересованные стороны подписали предварительные документы и утвердили дорожную карту. Общая стоимость проекта составляет около 3 миллиардов долларов США.

Это огромный шаг вперед в создании новой логистики. До недавнего времени отечественные чиновники с опаской относились к рассмотрению таких смелых проектов. Россия впервые подключилась к обсуждению строительства новой железной дороги Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар, ведущей к пакистанским портам, в 2018 году. Содержание переговоров - строительство автодороги протяженностью 573 километра. Но тогда ничего не произошло.

С февраля 2022 года Запад и прозападные страны Востока вынудили Россию создавать цепочки поставок практически с нуля.

Как заявил по этому поводу заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев, наша страна "теперь готова присоединиться к соответствующему консорциуму и выступить в качестве финансового партнера и оказать помощь в технико-экономическом обосновании проекта", что также отметили на совещании "в этом" очень важно в контексте изменения транспортно-логистических траекторий и укрепления экономических связей со странами Азии».

Дискуссии о необходимости строительства трансафганского маршрута начались давно, однако нестабильная ситуация в регионе, особенно в Афганистане, не способствует реализации проекта. Но исторически в этом направлении дело обстояло именно так.

Изначально проект зародился в России — это была вариация идеи Волго-Индской железной дороги, которую Россия рассматривала еще в XIX веке. Затем от него отказались из-за «неопределенности геополитической ситуации в Афганистане».

Первая мировая война и последовавшие за ней революционные катастрофы, беспорядки и гражданская война заблокировали пути в Афганистан и Китай. Во время присутствия советской ООГ в Афганистане и во время 20-летия присутствия США в Афганистане на это не было времени.

Обратите внимание: Для освоения Арктики Россия планирует построить три самых мощных в мире ледокола.

Лишь недавно, в 2018-2021 годах, реальных боевых действий между тогдашним прозападным правительством и движением Талибан* не было, а активность «Исламского государства»** возросла» **.

Сейчас все меняется. Существующая «неопределенность» в Афганистане исчезает, и это признают представители ООН и даже других западных организаций. На повестке дня стоит вопрос полного признания международным сообществом режима талибов в Афганистане. Правительство Кабула начало проводить гибкую внешнюю политику и расширять горизонты регионального взаимодействия.

Более того, связи Кабула со строительством Трансафганской железной дороги иллюстрируют его растущую роль в региональной геополитике. В то же время ожидается, что реализация проекта не только расширит экономическое сотрудничество между странами региона, но также может привести к геополитической нестабильности и столкнуться с трудностями, поскольку Запад пытается заблокировать это направление.

Мы начали с обсуждения ситуации в Афганистане и его сложных отношений с соседним Пакистаном. Запад мог бы воспользоваться растущей геополитической конкуренцией между ними, чтобы серьезно замедлить реализацию коммуникационных проектов.

Отношения между этими странами довольно сложные, главным образом из-за противоречивой внешней политики двух стран. Кабул не признает линию Дюрана международно признанной границей с Пакистаном, поскольку она разделяет общие этнические группы. Есть и другие возможности и механизмы влияния на страны региона – просто посмотрите на карту: прозрачные границы, терроризм. Поэтому только при сохранении политической стабильности в Афганистане проект Трансафганской железной дороги может стать символом нового этапа развития региона.

Но дело в том, что с развитием транспортного коридора север-юг в направлении Ирана Россия начала прорываться через Индийский океан по «российскому пути» через Среднюю Азию, Афганистан, Пакистан и другие страны. Учитывая эти проблемы, перспектив быстрого начала строительства в настоящее время нет. Нынешняя ситуация в Афганистане после окончания американской оккупации не может отвечать объективным политическим и экономическим требованиям, от которых зависит успех амбициозных планов.

Кстати, почти сразу после прихода к власти талибы начали открыто проявлять интерес к сотрудничеству с Россией. Они еще не получили дипломатического признания от Кремля, но переговоры на всех уровнях проводятся регулярно.


* Верховный суд РФ 14 февраля 2003 г постановил, что движение «Талибан» признано террористическим и его деятельность на территории России запрещена.

** Решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 г. «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) признано террористической организацией и запрещено ее деятельность на территории России.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Москва готова построить железную дорогу для обхода санкций.