Глава Пентагона Ллойд Остин заявил на слушаниях сенатского комитета по ассигнованиям, что Пентагон вскоре представит новую арктическую стратегию, которая будет учитывать меняющиеся реалии. Никаких подробностей о содержимом файла предоставлено не было.
Ранее помощник министра обороны США по вопросам Арктики Айрис Фергюсон заявила, что документ был разработан в «тесном сотрудничестве» с союзниками, в том числе со странами Северной Европы. Остин считает, что новой реальностью является глобальное потепление и вступление Швеции и Финляндии в НАТО.
Конгресс США еще осенью 2022 года признал, что Арктика может стать центром нового конфликта с Россией. Кроме того, адмирал Роб Болл, председатель военного комитета НАТО, заявил, что альянс обеспокоен целями Китая в регионе, учитывая продолжающееся сотрудничество Китая с Россией. Хотя Арктика «сразу» станет горячей точкой».
При этом Россия имеет самую длинную береговую линию в Арктике, наиболее развитую военную и гражданскую инфраструктуру, выход к Северному морскому пути и, наконец, ледокольный флот России больше, чем у США, Канады, Финляндии, Дании и Китая комбинированный. Чего ожидают страны?
«У США есть интересы во всем мире», — отметил советник президента Российской ассоциации балтийских исследований Всеволод Шимов. — Особенно если есть возможность разозлить Россию, а Арктика — то место, где это можно сделать. В частности, именно с этой целью в НАТО были приняты Швеция и Финляндия.
«СП»: Что означает потепление Арктики для мира, особенно для США? Принесет ли это какую-то пользу Вашингтону?
-- Постоянный ледяной покров Арктики сокращается, что расширяет возможности использования Северного морского пути и делает более доступными месторождения полезных ископаемых, в том числе морской нефти и газа. Поэтому внимание к региону будет возрастать, и США тоже захотят отстоять свои претензии.
"СП": Как расширение НАТО на восток влияет на баланс сил в регионе? У России по-прежнему самая большая арктическая территория и выход к Северному морскому пути, и это никак не изменить…
— НАТО теперь также будет оказывать давление на Россию в Арктике. Протяженная граница с Финляндией позволяет значительно увеличить военное присутствие Альянса в регионе, в непосредственной близости от нашей территории. Это означает, что Россия также будет вынуждена увеличить военные расходы в Арктике.
«СП»: США неоднократно выражали обеспокоенность по поводу проникновения Китая в регион как? Пойдут ли китайские подводные лодки на Аляску?
— США опасаются экономического проникновения Китая в российскую Арктику.
Обратите внимание: Макрон готов сотрудничать с Россией..
Вашингтон опасается, что Россия может стать ресурсной «подушкой» для Китая, что укрепит Пекин и уменьшит его зависимость от связей с США. Более того, за экономическим проникновением Китая в Арктику может последовать военное проникновение.СП: Как вы думаете, что произойдет с этой новой стратегией? Что мне нужно подготовить?
«Думаю, разговор пойдет об увеличении европейского арктического военного присутствия, учитывая, что вся Скандинавия сейчас находится под контролем НАТО.
«СП»: В Пентагоне заявили, что документ был разработан «в тесном сотрудничестве» с союзниками, в том числе со странами Северной Европы. Какие у них здесь интересы?
- Европа, как и США, заинтересована в экономическом развитии Арктики и «сдерживании» России. Учитывая прямой контакт Европы и российской Арктики, ЕС можно считать более серьезным и опасным конкурентом, чем США.
«Сегодня ценность Арктики многократно возросла», — поясняет Александр Дмитриевский, историк, публицист и постоянный эксперт Изборского клуба. ——Прежде всего, это огромная сокровищница природных ресурсов: полезных ископаемых, рыбных ресурсов, мехового сырья. До появления гидрогенизации растительных масел Арктика была также крупным поставщиком промышленных жиров, основных продуктов охотничьего промысла.
Во-вторых, это важнейшие логистические коридоры. Наконец, если будет решено использовать межконтинентальные баллистические ракеты (надеюсь, что нет), они должны пролететь над Северным полюсом.
«СП»: Что означает потепление Арктики для мира, особенно для США?
—— Прежде всего, это предоставит возможности для развития Северо-Западного пути: Северный морской путь проходит через российские полярные воды и известен во всем мире как «Северо-Восточный проход.
Россия начала развивать Северный морской путь еще в 1910-е годы и проводила экспедиции с использованием ледоколов «Таймыр» и «Вайгач». Но даже при этом было ясно, что это был единственный маршрут транспортировки флотов между Европой и Тихим океаном — театром военных действий, неподконтрольным противнику.
Еще в 1933 году пароход «Челюскин» осуществил чрезвычайно смелый, но вынужденный эксперимент по проходу по Северному морскому пути без ледоколов. Не все осознают, что Советский Союз в то время имел всего десять ледоколов (это был самый крупный ледокольный флот в мире!), из которых в Арктику можно было перебросить не более четырех.
Для полноценного функционирования Северного морского пути требовалось шесть тяжелых ледоколов типа «Красин» (единственные на тот момент мощные ледоколы, остальные были гораздо слабее) — по три на западном и восточном участках. Эксперименты показали, что отказаться от ледокольной проводки невозможно. К 1941 году Советский Союз построил почти все необходимые ему ледоколы.
Параллельно развивалась береговая инфраструктура Северного морского пути: в то время запасы углеводородов Арктики были неразведаны и единственным доступным источником энергии был уголь. Поэтому корабли необходимо регулярно дозаправлять.
По этой же причине, необходимость автономной дозаправки, атомный флот под коммерческим флагом выгоден только в России: опыт ФРГ, Японии и США по созданию гражданских атомоходов провалился.
Освоение Северо-Западного прохода началось только в 1970-х годах: у США и Канады все еще не было адекватной прибрежной инфраструктуры, населения или ледокольного флота. Тем не менее, вполне реально создать ротационные поселения, по крайней мере, в течение следующих нескольких лет.
"СП": Изменит ли что-нибудь расширение НАТО на восток?
——На самом деле в Арктике ничего нет. В отличие от Норвегии и Дании, Финляндия и Швеция не имеют собственных морских объектов в Северном Ледовитом океане.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: К защите Севморпути от НАТО готов подключиться Китай.