Куда заведет Жапарова железная дорога по необычному маршруту

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров сообщил, что строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан в обход Казахстана и России начнется в октябре. По его словам, этот маршрут будет «уникальным маршрутом в Европу», проходящим через Туркменистан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию».

Ранее Жапаров сообщил, что по поводу строительства автодороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан стороны "достигли общего понимания о механизме реализации проекта". Теоретически это открыло бы новые возможности для реализации идеи превращения Кыргызстана в «Швейцарию Центральной Азии». Однако явно преувеличенные геополитические амбиции Бишкека сразу же вызывают множество интересных вопросов объективного характера.

Прежде всего, следует отметить, что Кыргызстану свойственна изоляция коммуникаций с внешним миром. Страна географически и экономически расположена в пригороде и в принципе нуждается в определении своих внешних приоритетов. Не имея даже собственного выхода к Каспийскому морю, его связи с остальным миром проходят через территории Китая, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, с каждым из которых Кыргызстан имеет порой проблемные отношения.

Во-вторых, коммерческие запасы углеводородного сырья, такого как казахстанская нефть, металлы и зерно, а также узбекский газ, хлопок и золото, невелики, а сырьевые товары не доступны в достаточных количествах, чтобы оказать влияние на местную или глобальную экономику. Поэтому единственным эффективным геополитическим ресурсом Кыргызстана является его транзитность.

Однако похоже, что Бишкек пытается использовать геополитические разломы, проходящие через республику. На ее территории (и в Центральной Азии в целом) начали сходиться геополитические интересы России, Китая, США, Евросоюза, Ирана, Турции, Японии, Южной Кореи, Индии и Пакистана.

Теоретически у Бишкека, похоже, есть возможность построить широкие коммуникационные коридоры, выходящие за пределы региона. Фактически все устремления внешних сил, особенно те, что появились после распада СССР, всеми способами, а не только военным присутствием, пытаются свести здесь, давая странам этого региона «окунуться в будущее», создавая искушение, что фактически переросло в процесс внутренней нестабильности, характерный в той или иной степени для всех стран Центральной Азии, в том числе и для Кыргызстана.

Таким образом, захватывающий переход России от своего старого старшего брата к новому, представленный как «стремление найти свой собственный путь дальнейшего развития», чреват потенциалом шока как внутри страны, так и за рубежом.

Обратите внимание: Челноки 90-х: за что их так ненавидели, причины появления профессии, рэкет на дорогах и их вклад в торговлю новой России.

В этой ситуации западные инвестиции также становятся проблемой.

Этот фактор зачастую маскируется так называемой «многовекторной политикой», связанной с ориентацией Бишкека на Запад, но проходящей через «Китайские ворота» и сохраняющей свое участие в евразийской экономической интеграции.

В общем, такая «игра» стоила бы свеч, если бы были необходимые экономические и политико-дипломатические ресурсы для установления баланса между основными игроками. Однако как только столкновение двух векторов развития – евроатлантического и евразийского – начнет проходить через Кыргызстан, Кыргызстану придется выбирать между полюсами интеграции и зависимости.

Для США Кыргызстан, будь то Россия или Китай, стал инструментом разбалансировки интеграционного процесса.

К группе интересов США присоединились и нетюркские страны (Армения, Грузия, Иран) и Турция, отделенная от Киргизии Каспийским морем. Теоретически существует также возможность интеграции с Большим Китаем в качестве транспортного партнера. Однако у российской стороны с Кыргызстаном остается общее культурно-цивилизационное пространство, общие форматы безопасности (ОДКБ, ШОС), интегрированная инфраструктура (ЕврАзЭС, Таможенный союз).

Заявление Жапарова о начале строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан является геополитическим маневром с неясными целями, возможно, предвосхищающим будущие региональные потрясения и смену «центра силы». Именно поэтому его признают».

Неслучайно это стало совпадать с активизацией деятельности США и Великобритании в регионе, с целью строительства необходимых коммуникационных артерий в регионе, вокруг которых происходит консолидация не только Центральной Азии, но и Процесс соседних стран также был осуществлен. Начинается также Закавказье.

Однако пока влияние России в сфере безопасности стран региона остается монопольным и она стремится закрыть для себя все транспортные коммуникации региона.

Китай также мог бы заявить о символическом участии в киргизском проекте, но обеспокоен установлением геополитического контроля США над регионом и приближением зон влияния США непосредственно к его границам.

В этом контексте Москва рассматривает возможность создания южного транспортного коридора. По этому коридору часть грузов, идущих из Кыргызстана (в основном китайского происхождения) через территорию Узбекистана и Туркменистана, будет миновать Казахстан и направляться к следующему пункту назначения через Каспийское море. Порт Астрахань.

Именно поэтому за дальнейшими шагами Бишкека в этом направлении следует следить, чтобы понять, направлены ли они на новое региональное объединение или отражают желание изменить геополитическую ситуацию в регионе. Или это все еще сценарий «большой игры» на словесно-тактическом уровне.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Куда заведет Жапарова железная дорога по необычному маршруту.