Геополитическая борьба вокруг Транскаспийского маршрута: новый транспортный коридор как инструмент влияния

Европейский Союз и Казахстан официально запустили Координационную платформу для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), часто называемого «Средним коридором». Это событие стало практическим воплощением договоренностей, достигнутых на инвестиционном форуме Global Gateway в Брюсселе в начале 2024 года, и направлено на укрепление транспортных связей между Европой и Центральной Азией.

1. Маршрут в обход России

Данный транспортный коридор берет начало в Китае и проходит через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию, чтобы в конечном итоге достичь стран Европейского союза, полностью минуя территорию России. Планируется также создание ответвлений в сторону Турции и дальнейшее продление маршрута вглубь европейского континента. По заявлениям казахстанского Министерства транспорта, новая платформа призвана превратить ТМТМ в эффективный мультимодальный маршрут, который сможет обеспечить доставку грузов из Азии в Европу за 15 дней или даже быстрее. На модернизацию необходимой инфраструктуры уже выделено 10 миллиардов евро.

2. Политические сложности и разногласия

Однако сразу после запуска проекта стали очевидны серьезные политические нюансы. Несмотря на заявления о широком участии, в церемонии открытия Координационной платформы отсутствовали представители ключевых стран. Министр транспорта Казахстана Марат Карабаев уточнил, что партнеры из Азербайджана, Армении, Грузии и Турции были приглашены лишь для будущей работы, а не для участия в инаугурации. Особенно показательной стала реакция Турции, которая официально не получила приглашения. Турецкая сторона заявила, что реализация ТМТМ без ее участия невозможна, хотя альтернативный вариант маршрута через Азербайджан и Грузию к Черному морю теоретически существует.

Активность вокруг «Среднего коридора» резко возросла после начала специальной военной операции России на Украине, когда транзит через российскую территорию стал сопряжен с дополнительными сложностями. В настоящее время, например, ведется строительство казахстанского терминала в грузинском порту Поти. Участие Армении в проекте возможно только при условии подключения через спорный «Зангезурский коридор», что из-за неурегулированных отношений с Азербайджаном выглядит маловероятным в ближайшей перспективе.

3. Геополитический подтекст и интересы США

Эксперты сходятся во мнении, что реализация «Среднего коридора» — это не просто экономический, но в первую очередь геополитический проект. Изменения в логистических схемах региона, продвигаемые в рамках инициатив Китая и Центральной Азии, ориентированы на Европу. При этом Соединенные Штаты, объявившие Китай своим стратегическим конкурентом, видят в этом проекте инструмент для ослабления связей между странами Центральной Азии и Пекином.

Американская стратегия, как полагают аналитики, может заключаться в следующем: сначала предложить региону альтернативные европейские рынки сбыта, чтобы снизить его зависимость от России, интегрировать в транзитные пути, ведущие в Китай, а в дальнейшем использовать эту инфраструктуру для сдерживания самого Китая. Показательно, что издание The National Interest прямо писало о том, что «Средний коридор» может превратить Центральную Азию в потенциальный театр военных действий в гипотетическом конфликте США с Китаем в Синьцзяне.

Российские дипломаты, в свою очередь, предупреждают лидеров центральноазиатских стран о рисках «цветных революций», которые Запад может инициировать для смены неугодных режимов после достижения своих целей.

4. Борьба за влияние в Казахстане

Ключевым игроком в этой схеме для США видится Казахстан, где и была презентована координационная платформа. Именно эта страна планируется как крупный транспортный узел нового маршрута. Хотя экономическое присутствие США в регионе исторически было слабее, чем у России, Китая или ЕС, Вашингтон наращивает активность, делая ставку на Казахстан. В республике уже работают такие энергетические гиганты, как Chevron.

Посол ЕС в Казахстане Кестутис Янкаускас подчеркивает, что большая часть сухопутного транзита между Китаем и ЕС уже проходит через казахстанскую территорию, а Соглашение о расширенном партнерстве создает прочную правовую базу для сотрудничества. Однако ни США, ни ЕС не смогут в обозримом будущем сравниться с Китаем и Россией по объемам внешней торговли со странами региона.

Поэтому Вашингтон и Брюссель будут делать ставку на другие инструменты: диалог с политическими и бизнес-элитами, механизмы «мягкой силы», а также использование геополитических амбиций самих центральноазиатских государств, стремящихся балансировать между крупными державами. Это заставляет Китай и Россию действовать более осмотрительно, учитывая, что последствия развития ТМТМ для разных участников неоднозначны.

5. Альтернативы и неопределенность

В ответ на развитие западных проектов Москва может активизировать продвижение собственного Международного транспортного коридора «Север — Юг», связывающего Россию, Азербайджан, Иран и Индию. Ситуация остается крайне неопределенной и напоминает игру в темноте. Показательно, что первый официальный саммит ЕС–Центральная Азия, на котором планировалось обсуждать в том числе и ТМТМ, был перенесен. Аналитики связывают это с давлением Москвы на страны региона, что свидетельствует о продолжающейся острой борьбе за влияние в Центральной Азии.

Обратите внимание: НАВАЛЬНЫЙ. СКАЗ О БОРЬБЕ ЖАБЫ ПРОТИВ ГАДЮКИ..

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: США борются за влияние на Среднюю Азию, чтобы пожертвовать ей в борьбе с Китаем.