Европейская Комиссия и Казахстан запустили Координационную платформу Транскаспийского транспортного маршрута (ТМТМ или Средний коридор), также известную как «Средний коридор». Это результат соглашения, достигнутого на форуме Global Gateway Investors Forum в Брюсселе в январе 2024 года о транспортных связях между ЕС и Центральной Азией.
Коридор начинается из Китая и достигает европейских стран через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию, минуя Россию. Существует также ответвление в Турцию и продолжение коридора в континентальную Европу.
По данным пресс-службы Минтранса Казахстана, новая платформа будет способствовать превращению ТМТМ «в мультимодальный и конкурентоспособный маршрут, соединяющий Европу и Азию за 15 дней и меньше». 10 миллиардов евро выделено на модернизацию и улучшение инфраструктуры.
Но сразу начинают всплывать важные нюансы. Первый. Официальные СМИ Казахстана сообщили, что в мероприятии по запуску Координационной платформы (КП) «присутствовали представители стран Центральной Азии и других стран вдоль коридора».
Но министр транспорта Казахстана Марат Карабаев лишь сообщил, что «наши партнеры из Азербайджана, Армении, Грузии, Турции, а также международные финансовые институты приглашены для проведения работ (а не для участия в открытии КПП».
При этом сообщалось, что "все страны Центральной Азии, кроме Туркменистана, направили министров для участия в форуме". Официального приглашения Турция вообще не получила, поэтому официальный представитель Анкары заявил, что «реализация ТМТМ невозможна без Турции». Нет, это возможно, если речь идет о создании второй ветки МТК к Черному морю только через Азербайджан и Грузию (а не Турцию.
Ранее лидеры Казахстана, Азербайджана и Турции много обсуждали этот маршрут, поскольку транзитное сообщение через Россию осложнилось после спецоперации России на Украине.
В настоящее время полным ходом идет строительство казахстанского терминала в порту Поти (Грузия). Участие Армении в проекте возможно только в случае подключения к ТМТМ так называемого «Зангезурского коридора», но из-за отсутствия соответствующих соглашений между Азербайджаном и Арменией это представляется маловероятным в обозримом будущем.
Второй момент. Все понимают, что реализация проекта «Среднего коридора» во всех его формах — это торговля с геополитическими последствиями. Изменения в региональных коммуникационных системах, предусмотренные Планом Китай-Центральная Азия, ориентированы на Европу. В то же время США, которые называют Китай своим «главным врагом», сделают все возможное, чтобы дистанцировать страны Центральной Азии от Китая.
Но сначала им предоставят альтернативные европейские экспортные рынки, которые сделают их независимыми от России, протолкнут через транзитные коммуникации в Китай, а потом уже "разорвут" Китай.
Кстати, американский журнал The National Interest публично написал об этом статью, в которой утверждается, что «Средний коридор, как альтернативный маршрут цепочки поставок из Китая в Европу, превратит Центральную Азию в потенциальную военную операцию» когда США начинают военные действия.
Обратите внимание: НАВАЛЬНЫЙ. СКАЗ О БОРЬБЕ ЖАБЫ ПРОТИВ ГАДЮКИ..
«Поле боя» «Игры, проходящие в китайском Синьцзяне или Восточном Туркестане».Тогда, как недавно предупредил лидеров стран Центральной Азии заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин, «Запад, добившись своих целей, сменит власти стран региона посредством цветных революций».
Но самое главное для США сейчас – найти прочную точку опоры в Центральной Азии. Из всех стран региона основное внимание уделяется Казахстану, где прошла презентация координационной платформы ТИТМ и страна будет использоваться в качестве крупного регионального транспортного узла. США формулируют новый стратегический подход к «центру Евразии», но их влияние там пока гораздо меньше, чем у Москвы, Пекина и Брюсселя.
Хотя США ранее не проявляли особых экономических интересов в странах региона, они нацелены на Казахстан. Нефтяные и газовые компании, такие как BP и Chevron, уже обосновались в республике.
Кестутис Янкаускас, посол ЕС в Казахстане, особо подчеркнул этот фактор. Он отметил, что в настоящее время большая часть сухопутных товаров между Китаем и ЕС транзитом проходит через Казахстан, а подписанное обеими сторонами «Соглашение об укреплении партнерства и сотрудничества» обеспечивает правовую основу для сотрудничества. 29 территорий.
В то же время Соединенные Штаты и Европейский Союз никогда не станут внешнеторговыми партнерами таких стран региона, как Казахстан, как Китай и Россия.
Поэтому они будут стремиться к «геополитическому реваншу» посредством диалога с политическими и бизнес-элитами и другими средствами, такими как механизмы «мягкой силы», используя геополитические амбиции Казахстана, сдерживание влияния Китая и России и стремление сохранить собственный баланс отношения с крупными державами.
Это заставляет Китай и Россию действовать более осторожно, тем более что последствия для разных участников проекта ТМТМ разные. В Казахстане есть северная линия, средняя линия и южная линия. Азербайджан также является проектом сотрудничества России Север-Юг».
Если что-то случится, они смогут вовремя выскочить. Для Соединенных Штатов, даже если Соединенные Штаты успешно реализуют план «C5+1» в Центральной Азии, возможности Китая будут шире. В ответ Москва, безусловно, могла бы использовать свои конкурентные преимущества для развития международного транспортного коридора север-юг, связывающего Россию, Азербайджан, Иран и Индию.
Но все по-прежнему играли в темноте. Усилия Брюсселя по развитию проекта ТМТМ завершились первым официальным саммитом ЕС-Центральная Азия. Первоначально было объявлено, что саммит пройдет в Ташкенте в апреле 2024 года. Однако аналитики полагают, что этого не произошло из-за давления Москвы на страны Центральной Азии.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: США борются за влияние на Среднюю Азию, чтобы пожертвовать ей в борьбе с Китаем.