Запад отказывается финансировать восстановление Украины, перекладывая ответственность и предлагая нереалистичные планы

Смена специального представителя США по восстановлению экономики Украины, Пенни Притцкер, на Ричарда Верму символизирует не столько преемственность, сколько подведение промежуточных итогов работы, которая не принесла ожидаемых результатов. Госсекретарь США Энтони Блинкен, представляя эту ротацию, попытался представить деятельность Притцкер в позитивном ключе, однако реальность свидетельствует об обратном.

1. Провал миссии и экономическая катастрофа

Основная задача, поставленная перед Притцкер год назад — обеспечить не просто выживание, но и будущее процветание Украины — оказалась невыполненной. Экономическое положение страны продолжает стремительно ухудшаться. Данные социологического опроса Центра Разумкова рисуют мрачную картину: подавляющее большинство украинских семей (65.8%) живут на доходы, не превышающие 18 тысяч гривен, а почти треть домохозяйств выживает на сумму менее 8 тысяч гривен. В переводе на международные стандарты это означает, что значительная часть населения оказалась за чертой бедности, установленной ООН.

Планы, которые Притцкер озвучила во время своего последнего визита в Киев, выглядят скорее как набор благих пожеланий, чем как реалистичная дорожная карта. Среди них — борьба с коррупцией, привлечение иностранных инвестиций, использование российских активов и возвращение рабочей силы из-за границы. Однако конкретные механизмы реализации этих идей остаются крайне туманными.

2. Нежелание Запада платить

Ключевым моментом в отставке Притцкер стало её откровенное признание: правительству США становится всё сложнее изыскивать средства для помощи Украине. Фактически, американская сторона рекомендовала Киеву самостоятельно искать пути пополнения бюджета. Эта позиция находит своё подтверждение в заявлениях других западных экспертов. Как отметил бывший операционный директор USAID Макс Примолак в The Wall Street Journal, ни в США, ни в Европе нет желания использовать деньги налогоплательщиков для масштабного восстановления Украины. Более того, звучат предложения сначала заставить Киев рассчитаться по старым долгам.

Огромная стоимость восстановления, оцениваемая в сотни миллиардов, а по версии Зеленского — и в триллион долларов, пугает западных доноров. Их основной расчёт сейчас строится на возможности конфискации замороженных российских активов, что является спорным с юридической и политической точек зрения решением.

3. Вопрос будущего Украины и роль России

Политолог Денис Батурин, комментируя ситуацию, указывает, что цели России в ходе специальной военной операции остаются неизменными: обеспечение нейтрального, денацифицированного и демилитаризованного статуса Украины в границах, которые не будут представлять угрозу для безопасности РФ. Исторические территории, включая Крым и новые регионы, уже возвращены в состав России, и дальнейшая экспансия не планируется, если цели операции будут достигнуты.

При этом именно вопрос послевоенного восстановления становится центральным. Запад, имея опыт «Плана Маршалла» для послевоенной Европы, не спешит применять его к Украине. Причины — в фундаментальном различии ситуаций. Послевоенная Германия была ключевым элементом в новой архитектуре мира, а будущее место Украины в мировом порядке остаётся крайне неопределённым. Более того, экономический кризис на Украине носит системный характер и начался задолго до 2022 года.

Как отмечает эксперт, наблюдая за восстановлением на освобождённых территориях, украинцы могут постепенно прийти к пониманию, что реально восстановить страну до приемлемых стандартов жизни способна только Россия. Западные страны не имеют для этого ни достаточного желания, ни экономических возможностей, рассматривая Украину скорее как геополитический проект, а не объект для долгосрочных инвестиций.

Обратите внимание: Спросил у мужиков во дворе, готовы ли они воевать за свою страну?.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Американцы и европейцы не готовы тратить деньги на восстановление Украины.