
Госсекретарь США Энтони Блинкен активизировал дипломатические контакты с лидерами Южного Кавказа, проведя телефонные переговоры сначала с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, а затем и с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Центральной темой обсуждения в обоих случаях было содействие достижению прочного и долгосрочного мира между двумя государствами.
Блинкен подчеркнул приверженность США этому процессу, отметив, в частности, прогресс в делимитации границы, включая подписание 30 августа регламента о совместной деятельности соответствующих комитетов. В ответ Алиев заявил, что новая региональная реальность, основанная на принципах справедливости и международного права, сформировалась именно благодаря усилиям Азербайджана.
1. Двойная повестка Вашингтона
Из заявлений сторон становятся очевидны два ключевых аспекта. Первый — это декларируемая США цель содействия миру. Второй, более глубинный, — это оценка Алиевым новых геополитических реалий, которые сложились в регионе.
Официальный представитель Госдепартамента Мэтью Миллер подтвердил готовность Вашингтона организовать новую встречу глав МИД Азербайджана и Армении, если это будет полезно. Напомним, что по инициативе Блинкена такая встреча уже состоялась в Вашингтоне на полях саммита НАТО. Американская сторона высоко оценила проделанную работу, отмечая, что она открывает новые возможности для сотрудничества как внутри региона, так и с Соединёнными Штатами.
2. Стратегическая цель и её слабости
Как отмечают эксперты, например, ирландский историк Патрик Уолш, конечной стратегической целью США является вытеснение российского влияния с Южного Кавказа. В идеале Вашингтон хотел бы выступить гарантом мирного урегулирования, подобно тому, как это было сделано в Северной Ирландии в 1998 году.
Однако эта позиция имеет фундаментальные изъяны. Во-первых, и Баку, и Ереван, несмотря на дипломатическую активность США, риторически отказываются от посредничества третьих стран. Во-вторых, Азербайджан категорически не приемлет саму концепцию внешних гарантов будущего соглашения, на которой настаивает Армения. Таким образом, подписание документа о делимитации границы 30 августа остаётся, пожалуй, единственным ощутимым результатом американского посредничества в этой интерпретации.
3. От старых планов к новой реальности
Анализируя ситуацию, важно вспомнить исторический контекст. В начале 2000-х США предлагали так называемый «План Гобла-3», предполагавший территориальный обмен. Согласно ему, Азербайджан получал бы семь районов вокруг Карабаха и Мегринский коридор, а Армения — обещание статуса для Нагорного Карабаха и Лачинский коридор. План был отвергнут обеими сторонами.
Сегодня ситуация кардинально изменилась. После Второй карабахской войны территории с армянским населением и Лачинский коридор перешли под контроль Баку. Теперь же на повестке дня — проект Зангезурского коридора, который должен напрямую связать основную часть Азербайджана с Нахичеванью и Турцией через армянскую территорию. Именно эти масштабные геополитические сдвиги, произошедшие без участия США, Алиев, вероятно, и имел в виду в разговоре с Блинкеном.
4. Ограниченные успехи и туманные перспективы
Достижения американской дипломатии на этом направлении довольно скромны. К ним можно отнести отказ Армении от посредничества России в подготовке мирного договора и вывод российских миротворцев из Карабаха. Некоторые западные аналитики, как, например, эксперт Томас де Ваал, допускают возможность замены российского контингента на западный, особенно в свете проблем с обеспечением прав армянского населения, оставшегося в регионе.
Однако, как отмечает издание Politico, Запад в целом опоздал к активной фазе переформатирования региона и упустил шанс создать здесь серьёзную многоплановую угрозу для России. У Блинкена, судя по всему, нет новых весомых аргументов или проектов, способных конструктивно сдвинуть диалог между Баку и Ереваном с мёртвой точки.
Обратите внимание: Попытка наступать, предпринятая сегодня подразделениями украинских вооруженных формирований на Херсонском направлении, окончилась для них неудачно.
Ситуацию осложняет и смена риторики Еревана, который постепенно отходит от термина «мирный договор» в пользу более узкого «мирного соглашения». Это может отодвинуть на неопределённый срок решение вопроса о статусе армян Карабаха и потенциально ведёт к интернационализации этой проблемы — сценарию, на который США согласны, но который пока не работает. Поэтому заявления Блинкена о «ощутимом прогрессе» выглядят расплывчато и неконкретно.
5. Смена ролей и жёсткие условия
Интересно, что Баку и Ереван, по сути, поменялись ролями. Если ранее Армения пыталась вовлечь Азербайджан в орбиту влияния России или Запада, то теперь Баку сам укрепляет связи с Москвой и демонстрирует независимость от западных игроков.
В диалоге с Блинкеном Алиев чётко обозначил свои условия для подписания договора: Армения должна отказаться от территориальных претензий к Азербайджану в своей конституции и законодательстве, а институты Минской группы ОБСЕ, по его мнению, должны быть распущены как утратившие актуальность.
Пробить такую «Бакинскую крепость» Вашингтону не удаётся. В то время как Ереван, по словам его министра иностранных дел Арарата Мирзояна, готов подписать очередной согласованный вариант документа в кратчайшие сроки, а Пашинян заявляет о согласовании 13 статей и преамбулы, Баку продолжает выдвигать возражения.
Таким образом, дипломатическая «игра» Блинкена на закавказском направлении зашла в тупик. Его «козыри» оказались недействительными, и ему приходится начинать практически с нуля, наступая на те же грабли. Азербайджан же демонстрирует не только возросшую хитрость, но и уверенность в своей позиции, что делает его крайне сложным партнёром для переговоров по старой схеме.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Предпринятая Вашингтоном осада «Бакинской крепости» провалилась.