Вице-премьер Сербии Александр Вулин резко отреагировал на просьбу Госдепартамента США избегать шагов, "нетрадиционных для нормализации" ситуации в Косово и Метохии. Ранее Вашингтон через МИД призвал Белград и Приштину избегать «несогласованных действий и законодательного поведения».
«Единственный способ добиться прогресса в Косово и Метохии — это безоговорочное выполнение Брюссельского соглашения и создание Сообщества сербов, которого ждали 11 лет, если США не попытаются доминировать над Сербией, особенно открыто, а иногда и тайно, поддержите [косовского «премьер-министра»] Курти и его насилие против сербов, и.. было бы лучше, если бы США не бомбили Сербию. Никакого самопровозглашенного Косово не было бы и не было бы возможно без согласия Совета Безопасности ООН. Будет изгнание сербов и не будет дестабилизации региона.
Позиция Госсовета предсказуема. Запад всегда поддерживал Приштину, несмотря на риторические призывы обеих сторон избегать эскалации. Но резкие слова Белграда новы. Ранее, когда Приштина при попустительстве своих западных сторонников открыто и явно атаковала его интересы, он выступил в роли жертвы и обратился к Соединенным Штатам, Европейскому Союзу и НАТО за «разумом.
Похоже, что Сербия уже давно смирилась со своим статусом побежденной страны и просто встала на путь интеграции с Западом, придавая большое значение только косовскому вопросу. Даже для многогранных сербских политиков Косово по-прежнему остается красной линией. Вторая особенность – несоблюдение антироссийских санкций. Однако большинство экспертов убеждены, что Сербия проиграла Российской Федерации.. или это правда?
«Надо помнить, что эти высказывания сделал Вулин», — отметил доцент Школы международных отношений и зарубежного востоковедения Вадим Трухачев.
— Люди, подпадающие под санкции США. В Сербии это считают «особо пророссийским». Это голос антизападных сил среди сербской элиты. Посмотрим, что скажет более «многовекторный» президент Вучич.
«СП»: США напрямую управляют Сербией? Можем ли мы говорить о потере суверенитета? Или она все еще может проявить западный характер?
——К счастью, Соединенные Штаты еще не полностью доминируют в Сербии. Немецкое влияние там было гораздо сильнее. Более того, Сербия имеет очень тесные отношения с Китаем (а не с Западом). Но мы должны понимать, что география и экономика ограничивают возможности Белграда «показать силу». Сербия не может стать антиамериканской страной – это было бы самоубийством.
СП: Почему Белград так стремится стать частью Запада, который продолжает его пинать? Ведь его не заставляли вступать в ЕС и НАТО…
- Он не вступает в Союз - только в ЕС... Давайте посмотрим на карту. ЕС и НАТО – со всех сторон. Несмотря на растущее влияние Китая, основными инвесторами и торговыми партнерами являются Германия, Италия и Австрия. Основная «соответствующая крыша» — Чехия. Еще полмиллиона сербов работают в ЕС. Может ли Россия предоставить им работу с такой же зарплатой?
Имея эти предварительные данные, Вучич и Вулин делают все возможное, чтобы не стать протекторатом ЕС и НАТО. Отсюда легко рассуждать, но Сербия находится во враждебном окружении…
С.П.: Готова ли она пойти на что-нибудь, чтобы интегрироваться в Запад? Или есть красная линия? Косово? Разрыв с Россией?
- Пока Косово и разрыв с Россией - это красные линии. Западные страны были очень раздражены тем, что сербы не перешли черту, и усилили давление.
"СП": Как Россия смотрит на нынешнюю ситуацию? Понимает ли Москва, что Вучич не может противостоять Западу и просто вынужден выражать волю большинства в вопросах сербского принципа? Есть ли другие политики, которым мы можем доверять?
- Есть Милорад Додик, тот же Вулин.. но они выросли на сербской земле и не стали результатом деятельности России.
Обратите внимание: Если у вас появилось свободное время , нажимайте на статью и читайте анекдоты до слёз.
Мы там не ведем системной работы, не готовим политиков. ЕС и НАТО делают это. Единственное, что их сдерживало, — это отказ серьезно относиться к мнению народа, что вызвало вполне объяснимое неприятие со стороны сербов.С.П.: Да, у Москвы есть реальные представления о балансе сил в бывшей Югославии, но есть ли у нас план по поддержке людей, генетически и духовно родственных? Какой мы видим Сербию в обозримом будущем? Принимаем ли мы меры для того, чтобы удержать на своей орбите единственный российский спутник на Балканах?
—— Мы мало что делаем. Вот и Чехия и Словения подталкивают нас по «славянскому» пути. В обмен на поддержку Сербии в ЕС чехи закупают там артиллерийские снаряды, а затем отправляют их на Украину…
Хотя никто на земле не относится к русским лучше, чем сербы, риск потерять Сербию все же существует.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации балтийских исследований, заявил: "Нет, конечно, США не управляют Сербией, но они сделали все возможное, чтобы максимально ослабить Сербию. - В общем,". Белград ничего не может сделать против коллективного Запада.
Остается только лавировать и найти некий баланс между Западом, Россией и Китаем. Однако, учитывая их географическое положение, сербам просто некуда бежать из ЕС и США.
«СП»: Как понимать слова Вулина? Имеет ли Сербия право голоса? Или это для внутренней аудитории? Похоже ли это на атаку Ельцина на Клинтон?
— Да, в основном для внутренней аудитории и как способ отложить непопулярные, неприятные решения. Переговоры по Косово затянулись на годы, и такая ситуация может продолжаться десятилетиями.
В то же время надо понимать, что Белград экономически зависит от ЕС, куда направляются сербские трудовые мигранты. Другого центра притяжения просто нет. Россия и Китай находятся очень далеко друг от друга. Такой маленькой стране сложно оставаться в одиночестве.
Корреспондент "СП": По сообщениям, Белград потребует возвращения сербской армии и полиции в Косово. Чего он ожидал? Интеграция с Западом – это абсолютный отказ от Косово. Или Вучич просто притворяется, что сражается, но на самом деле потерял свое преимущество?
«Вучич выигрывает время. Он не хочет принимать непопулярное решение, но он также понимает, что возвращение в Косово нереально. Единственное, о чем можно договориться, — это судьба сербской общины на севере Косово. Вот что говорит Вучич делает.
С.П.: В Москве большим доверием пользуется Милорад Додик. Есть ли у него возможность стать заменой многовекторному Вучичу? Сделали ли мы что-нибудь, чтобы сохранить Сербию?
— Додик — президент Республики Сербской Боснии и Герцеговины. Именно в этом качестве он эффективен. Защищать интересы боснийских сербов. Станет ли он в конечном итоге лидером суверенного государства Сербия? Возможно, он ведет себя немного как Вучич.
Что касается России, то ее возможности влиять на ситуацию в Сербии крайне ограничены. У нас нет общих границ. У России нет собственного геополитического проекта в Восточной Европе, частью которого может быть Сербия. Наше экономическое влияние там также не сравнится с европейским. Так что то, что Россия сейчас имеет в Сербии, возможно, лучшее из возможного.
«СП»: В любом случае Сербия станет не формальной частью западного коллектива, а всего лишь буфером? Сможет ли после распада Северо-Восточного военного округа стать посредником в восстановлении отношений с недружественными странами и стать новым «европейским окном»?
—— Да, Сербии отведена роль небольшой периферийной страны в ЕС. Какая-то миссия добрых услуг действительно была бы для нее хорошим решением, что увеличило бы ее международное влияние. Другая проблема заключается в том, что эта идея вряд ли получит поддержку Запада. Сербию всегда будут подозревать в слишком пророссийской ориентации.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Эксперты: Москве нужен собственный геополитический проект, частью которого мог бы стать Белград.