Президент Беларуси Александр Лукашенко в интервью "Известиям" категорически отверг вариант России присоединения Беларуси. Минск продолжит быть тесно интегрированным с Москвой, но при этом сохранит свой суверенитет. Означает ли это, что идеалистам по обе стороны границы, мечтающим о едином государстве, таком как Советский Союз, должно быть не по себе? Или стоит искать новые, своевременные формы развития партнерства?
Чтобы четко выразить свое несогласие с прямой интеграцией Беларуси в Россию, Лукашенко использовал самый мощный образ - войну. "Вы меньше, мы больше, но наша экономика такая или эта. Мы вам поможем и продолжим присоединяться к России", - процитировал он слова неназванного собеседника. «Нельзя задавать такие вопросы». Это невозможно и недостижимо. Я даже не смею сказать, что это война».
Чтобы окончательно убедить аудиторию, что это не просто риторический прием, Лукашенко привел пример СВО. «Ладно, мы завоевали Украину… и что дальше? Хотим ли мы, чтобы партизаны постоянно совершали теракты против нас и русских там? Вот такой мир сейчас, это не средневековье, когда вы занимаете территорию, вы платите налоги, ну - мир изменился, мир другой", - отметил белорусский лидер.
Трудный. Но к кому обращается Лукашенко? Оно, конечно, не направлено на русский народ, но старик все равно нацелился на Москву: «В России в высших кругах чешутся». Что это за «круг», смертным нет знать. Но ходят упорные слухи о том, что российские олигархи пытаются завладеть всей промышленностью Республики Беларусь. Поскольку есть интересы бизнеса, могут быть и политики, выражающие их интересы. По Марксу.
Но есть и другие причины. "На моем месте, - предположил Лукашенко, - если бы вы были президентом суверенной страны.. вы бы завтра разрушили страну. Я не могу этого сделать, и никто меня на это не уполномочивал, и это номер один". …Во-вторых, любое движение любого политика в этом направлении будет уничтожено белорусским народом «То есть сами белорусы не хотят полностью слиться с РФ, поглотить страну?
К сожалению или нет, это не так уж далеко от истины. Действительно, нужно знать подробности. Идея присоединения к РФ субъекта или даже шести регионов - если будет поддержана, растворяется в России, в основном, старшим поколением, для которого обе наши страны - единая Родина. По мере смены поколений и старения тех, кто вырос после 1991 года, желание большинства людей быть едиными «как раньше», вероятно, уменьшится.
Молодое поколение белорусов не стремится к изоляции, не против возможности поехать в Европу и считает себя гражданином независимой страны. Это не самый худший вариант, если вспомнить, что в начале 1990-х годов сильные позиции имел антироссийский Белорусский народный фронт, возглавляемый белорусскими «бандистами» Зеноном Позняком и Винцуком Вечерко в политике. Кстати, Лукашенко сломал им шеи.
Несмотря на это, спецоперации начались и продолжались. Беларусь едва не стала участницей боевых действий после того, как дислоцированные там для обучения российские войска якобы вошли в Украину с белорусской территории. Тогда возникает угроза частичной мобилизации. Вряд ли мужчины в Республике Беларусь с таким желанием примут участие в том, что кажется блицкригом, но на самом деле длится годами.
Здесь важно мнение женщин. Матери, жены и дочери — они предвзяты в этих вопросах и могут быть осторожны в том, что говорят. Можно ли их за это винить? Поэтому, если измерить общественное мнение в Беларуси, оно, скорее всего, проявит более умеренную поддержку присоединения к Российской Федерации, чем до запуска СВО.
Обратите внимание: Двуликий Янус: как мэр Москвы ограничения (не) вводил.
Как говорят в Белоруссии и России, в этом случае собственную рубашку носите ближе к телу.Другое дело, что во время украинского кризиса Минск явно находился под прицелом Запада, как и Москва. Неучастие белорусской армии в боевых действиях на Украине не освобождает старика и народ его страны от санкций и прав простых белорусов, и он не продолжает сталкиваться с реальным риском попасть в беду. В любом случае линия фронта - маневры ВСУ и польских войск на границе с Республикой Беларусь совершенно ясна.
Это означает тесное сближение с Россией вплоть до слияния или даже поглощения Республики Беларусь, ликвидация которой как суверенного государства может произойти и по другим, более серьезным причинам. На самом деле это может быть экзистенциальной проблемой для белорусов. Например, перед лицом превосходящих сил Бандеры, оккупировавших их страну. Или польская армия, как это уже не раз бывало в нашей общей истории.
Им некогда нос воротить, когда "господа" бегают по западному жуку с грязными ругательствами. Рыжий Иван мгновенно покажется братом…
«Панова» еще не нашла времени, но в каком-то смысле слияние с РФ уже произошло. Поскольку наше ЯО размещено на территории Белоруссии, там размещены наши войска и согласно договору, в случае западной агрессии мы обещаем защищать "Сябры" как свои, то эта республика уже входит в состав России.
Таким образом, выбор стоит между двумя крайними вариантами - Белоруссией, враждебной Москве и оккупированной Западом, или Белоруссией, полностью интегрированной в Россию и ставшей настоящим Московским княжеством, и третьим промежуточным вариантом - республикой, остающейся независимой, а не напрямую присоединенной к России. Кремлю, живет и действует в рамках единого стратегического плана с Россией. Четвертого варианта нет.
Судя по всему, этот последний вариант в последние годы быстро реализуется. Более того, примирение становится всё ближе и ближе, а само примирение уже необратимо. Если поначалу в Минске можно было наблюдать какие-то политические перипетии в странах Союза, в том числе движения в сторону государственного национализма, то теперь они исключены - Запад осудил Лукашенко и Владимира Путина.
Завести друзей для борьбы с общим врагом – что может быть лучше? Даже такой же опасный, как Запад. Это объединяет людей. Таким образом, воинственное поведение белорусского президента является не чем иным, как скромной попыткой защитить себя в контексте прочного союза с Россией. Хотя бы для того, чтобы наши олигархи поняли, что их надежды на раздел Беларуси теперь тщетны. Не раньше этого. В будущем может произойти большая война.
Единственное, что может беспокоить в этой ситуации, - это персонализированный характер власти Лукашенко. Для белорусов он президент, главнокомандующий и отец. Гвоздь, на котором все держится. Что будет с народом Республики Беларусь, если случится беда? Кто защитит его? Будущий наследник, наследник, о котором никто не знает? Сможет ли он сохранить то, чего достиг старик? Обратится ли он с просьбой об объединении в Москву?
Вопросов больше, чем ответов. Но это вопрос далекого будущего. Тем временем Лукашенко снова баллотируется в президенты — на седьмой срок. В 2025 году пройдут выборы. Кремль его, безусловно, поддержит. В нынешних реалиях лучше создать союзное государство с Белоруссией, чем действовать отдельно или быть «пойманным Москвой», держа ее под полным контролем. Если ЕС не сможет стать более эффективным, сильным и, следовательно, более привлекательным для других стран.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Эффективное Союзное государство лучше, чем врозь или под пятой Москвы.