Иван Моисеев: Современные конструкторы боятся неудач, а Королёв доделал бы лунные корабли за месяцы

По итогам российско-казахстанских переговоров Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев сделали акцент на развитии сотрудничества в космической сфере. Президент России отметил важность сохранения и укрепления партнёрства, в частности, в работе космодрома Байконур и реализации проекта «Байтерек».

«Для нас крайне важно сохранить и укрепить тесное взаимодействие с казахстанскими друзьями в области космических исследований. Продолжается эксплуатация Байконура, идёт реализация проекта «Байтерек», в рамках которого создаётся комплекс для запусков новой ракеты-носителя «Союз-5». Мы рассчитываем, что первый пуск в рамках этого проекта состоится в следующем году», — заявил Владимир Путин.

1. Мифология и реальность проекта «Байтерек»

Название «Байтерек» отсылает к священному дереву из казахской мифологии, которое символизирует связь между землёй и небом. Этот образ был воплощён в архитектуре Астаны, а теперь дал имя совместному проекту. Однако за поэтичным названием скрываются вполне земные проблемы и задержки.

Несмотря на оптимистичные заявления, реализация проекта сталкивается с серьёзными трудностями. Ракета «Союз-5» и инфраструктура для её запуска создаются уже давно, и сроки неоднократно переносились. Изначально пуск планировался на осень этого года, но в октябре было объявлено о переносе на 2026 год. Эксперты, как, например, академик Александр Железняков, связывают эти задержки с хроническим недофинансированием отрасли. Теперь, когда Владимир Путин говорит о запуске в 2025 году, можно предположить, что вопрос с финансированием, наконец, начал решаться.

2. Мощная ракета без полезной нагрузки

Технические характеристики «Союза-5» впечатляют: его грузоподъёмность в 2-2.5 раза выше, чем у проверенной временем, но уже устаревающей ракеты «Союз-2». Это открывает новые возможности. К примеру, если аварийная станция «Луна-25» весила 1750 кг, то новая ракета сможет доставить к Луне аппарат массой до 4350 кг.

Однако здесь кроется главная проблема всего предприятия. Как отмечает научный директор Института космической политики Иван Моисеев, сама идея «Союза-5» как носителя для новых многоразовых кораблей нового поколения повисает в воздухе, поскольку эти корабли до сих пор не созданы.

«При нынешних темпах разработки новых кораблей и станций ракете просто нечего будет нести, — поясняет эксперт. — Если в срочном порядке не найдётся полезной нагрузки, то, скорее всего, запуск будет демонстрационным, с коммерческими микроспутниками».

3. Туманные перспективы и страх неудачи

Ситуация усугубляется неопределённостью в лунной программе. Хотя «Союз-5» идеально подходит для запуска лунных аппаратов, сама программа буксует. Запуск следующей миссии («Луна-26») перенесён на 2028 год, а концепция аппарата — будет ли это орбитальный зонд или посадочный модуль — до сих пор окончательно не утверждена.

Иван Моисеев констатирует печальный факт: современное космическое машиностроение разучилось работать быстро. Сборка «Луны-25», потерпевшей аварию в 2023 году, велась с 2006 года. Новые аппараты собираются медленно, «по винтику», без былого энтузиазма и скорости.

«Сергей Павлович Королёв доделал бы такие лунные корабли за полгода, а то и за несколько месяцев, — считает Моисеев. — Но он не боялся неудач в испытательных беспилотных полётах. Его ракеты тоже взрывались, но он делал новые, шёл вперёд».

По мнению эксперта, главная беда современных конструкторов — страх. Они опасаются провала и последующего «нагоняя» от руководства. В итоге безопаснее ничего не делать или делать очень медленно, чем рисковать. В распоряжении отрасли ещё есть надёжные, хоть и старые, ракеты, которые можно было бы использовать для испытаний новых технологий, но воля к этому отсутствует.

Таким образом, даже успешный запуск «Союза-5» с «Байтерека» может остаться лишь красивым, но бесплодным жестом, если за ним не последует реальная, амбициозная программа по созданию новой космической техники. Для её реализации нужна не только финансовая поддержка, но и возврат к королёвской смелости, готовности идти на риск и учиться на ошибках.

Обратите внимание: Глава Рузы и Сергей Макаревич появились на публике вместе.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Иван Моисеев: Сергей Королёв доделал бы наши лунные корабли за несколько месяцев, он не боялся нагоняя за неудачу.