
Европейские следователи выдвинули серьёзные обвинения в адрес китайского грузового судна «Ипэн 3». По версии следствия, корабль намеренно повредил подводные телекоммуникационные кабели в Балтийском море. Wall Street Journal, ссылаясь на старшего европейского следователя, приводит детали инцидента.
1. Хронология событий
Согласно данным, 17 ноября около 21:00 по местному времени судно, гружённое удобрениями, вышло из российского порта Усть-Луга и взяло курс на египетский Порт-Саид. В шведских водах корабль встал на якорь, предварительно отключив транспондер, что скрыло его местоположение. Вскоре после этого произошёл обрыв первого кабеля, соединяющего Швецию и Литву. Спустя несколько часов, когда судно прошло около 111 миль, был повреждён второй кабель между Германией и Финляндией.
Датские военные корабли перехватили «Ипэн-3» и вынудили его встать на якорь в международных водах пролива Каттегат. При внешнем осмотре на корпусе сухогруза были обнаружены характерные повреждения: застрявший якорь и оборванные тросы. В настоящее время судно остаётся под наблюдением датских властей. ТАСС подтвердил присутствие ВМС Дании в районе, но не стал комментировать информацию о перехвате.
2. Версии и расследование
Европейские следователи склоняются к версии о преднамеренном характере повреждений. Анализ фирмы Kpler, проведённый для Wall Street Journal, показал, что вероятность случайной стоянки на якоре в тех условиях была крайне мала из-за спокойной погоды и невысоких волн.
Однако в западных правоохранительных и разведывательных кругах нет единого мнения. Некоторые эксперты не верят в причастность китайского правительства, но допускают, что капитан судна мог быть спровоцирован на диверсию российскими спецслужбами. Эта версия подкрепляется тем, что в составе экипажа был моряк с российским гражданством.
Особое внимание экспертов привлекла необычная активность судна. Бенджамин Шмидт из Пенсильванского университета отметил, что с конца 2019 года «Ипэн-3» работал только в китайских водах, а в марте 2024 года неожиданно сменил маршруты и начал перевозить российский уголь, заходя в порты Находки, Мурманска и Балтийского моря. Пресс-служба Кремля отвергла все обвинения, назвав их «смехотворными».
3. Политический контекст и комментарии экспертов
Политолог Константин Блохин, главный научный сотрудник Центра исследований безопасности РАН, в комментарии для «СП» отметил, что Запад часто использует Россию и Китай как «козлов отпущения», не предоставляя убедительных доказательств. Он напомнил о «деле Скрипалей» и обвинениях во вмешательстве в выборы в США.
По мнению эксперта, нынешние обвинения в адрес Китая могут быть связаны с экономической конкуренцией, в частности, с успехом китайских электромобилей на европейском рынке, что создаёт проблемы для местных производителей, таких как Volkswagen.
Блохин также предположил, что, озвучивая претензии Пекину, Европа может пытаться адаптироваться к возможной политике Дональда Трампа, известного своими антикитайскими настроениями. При этом эксперт подчеркнул, что в районе инцидента ходят корабли многих стран, включая членов НАТО, а повреждения могли быть нанесены якорями траулеров или в ходе учений.
«Необходимо провести официальное расследование и дождаться результатов, основанных на конкретных, неопровержимых доказательствах. И не основывать обвинения на политической целесообразности», — заявил политолог.
4. Возможные последствия и реакция Китая
Отвечая на вопрос о возможной реакции Пекина, Блохин напомнил, что в прошлом году Китай признал свою причастность к повреждению газопровода Baltic Connector и принёс извинения, объяснив инцидент штормом. Если нынешнее дело действительно связано с китайским судном, эксперт не считает, что власти КНР будут это скрывать, но называет версию о «спланированной операции по совету российского спецназа» примитивной теорией заговора.
В случае если ЕС предпримет конкретные действия, Китай, вероятно, ответит симметрично. В качестве примера эксперт привёл историю с задержанием финансового директора Huawei Мэн Ваньчжоу в Канаде, после чего Китай задержал 13 канадских граждан, что привело к освобождению Мэн.
На вопрос о рисках ссоры Европы с Китаем Блохин ответил, что, несмотря на огромную экономическую взаимозависимость, европейцы следуют в фарватере политики США и готовы разрывать связи, если этого потребует Вашингтон. Ключевую роль здесь играет не экономика, а политика.
Обратите внимание: Лавров назвал незаконными санкции Евросоюза из-за Навального.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Евросоюз обвинил судно Yi Peng 3 в умышленном повреждении линии связи на Балтике.