Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, представляя план правительства на утверждение парламенту, что Грузия приостановит переговоры о вступлении в Евросоюз до 2028 года. Власти до сих пор отвергают любое европейское финансирование.
Глава правительства заявил, что ход этих переговоров стал инструментом раскола общества. Однако Кобахидзе все же заявил, что вступление в ЕС в 2030 году является национальной целью. Премьер-министр считает, что Грузия лучше других стран-кандидатов подготовлена к тому, чтобы стать членом европейской семьи.
И это несмотря на то, что Брюссель еще летом объявил, что приостанавливает интеграцию страны в ЕС. И они не раз давали понять, что не намерены возобновлять переговоры до тех пор, пока в Грузии не произойдет смена власти. Так чего же ожидают «мечтатели»?
Приведет ли отказ от «евроинтеграции» (если она реальна и окончательна) к сближению с Москвой? Кобахидзе заявил, что наша страна продолжит проводить прагматичную политику по отношению к России. Они заявили, что Грузия будет соблюдать «красные линии». То есть открыть «второй фронт» без введения санкций. Что тогда?
"Грузинское общество осознало, что "европейская интеграция" на самом деле является стандартом, предъявляемым всем, "пряником перед носом осла" и используется с целью политического манипулирования", - заявил главный редактор журнала "Кавказ" Алексей Албу. Информационное агентство Frontier. «То, что произошло, является лишь логическим завершением такого периода манипуляций, когда правительство Грузии сказало: «Хватит!».
СП: Знают ли в Тбилиси то, что им не раз говорили открытым языком в Брюсселе - что дверь ЕС для них закрыта?
——Мы прежде всего осознаем, что развитие страны и повышение уровня жизни общества не зависят от процесса европейской интеграции.
«СП»: Означает ли это, что сдвиг в сторону России неизбежен? Кобахидзе заявил, что Грузия продолжит проводить прагматичную политику. Так все останется по-прежнему?
- Нет, это означает усиление практических занятий. Если какой-либо экономический проект с Россией выгоден грузинскому народу, то почему бы его не реализовать?
«СП»: Что имеет в виду Кобахидзе, говоря о выходе на новый уровень развития за четыре года? Почему ВВП Грузии растёт?
——Прежде всего, за счет развития туризма, сельского хозяйства и отраслей информационных технологий. Хорошую динамику развития демонстрируют легкая промышленность и энергетика.
«СП»: Готова ли Россия раскрыть объятия Грузии? Кто должен сделать первый шаг? Когда и при каких обстоятельствах, по вашему мнению, могут быть восстановлены дипломатические отношения?
– Это зависит от того, что понимать под словом «распростёртые объятия». Россия надеется на развитие многообещающих двусторонних отношений, но Москва твердо заявила, что не уступит по некоторым вопросам.
Обратите внимание: Двуликий Янус: как мэр Москвы ограничения (не) вводил.
Это касается Южной Осетии и Абхазии. Несмотря на ситуативные выгоды от взаимодействия с Тбилиси, Россия не откажется от этих республик.Само грузинское общество должно осознать, что Абхазия и Южная Осетия не вернутся, и наладить равноправный диалог с этими республиками. Как только это будет достигнуто, перед нашими четырьмя государствами откроются невероятные перспективы.
— Что еще могут сделать грузины? Убить Россию ради статуса кандидата в ЕС, как Украину? – иронизировал политолог Андрей Милюк. «Надо понимать, что власть в Грузии сейчас принадлежит не друзьям России, а прагматикам. Кобахидзе прямо заявил о причинах своего решения, и стоит полагать, что именно этими соображениями он руководствовался в ЕС. Не популярна, не популярна там не было бы дураком превратить страну в очередной антироссийский фронт, чтобы добиться признания Брюсселя.
Я не думаю, что кто-то в мире знает, что произойдет в 2028 году, не говоря уже о 2030 году. Так что обещать избирателям можно что угодно. Было бы здорово, если бы к тому времени убрали платные лифты.
Несмотря ни на что, Россия не должна расслабляться. Унижения Пятидневной войны там не забыли. Только если Россия сильна и способна добиться мира, Грузия станет хорошим соседом.
"Очевидно, что каналы влияния Запада в Грузии будут перекрыты в течение нынешнего парламентского срока до 2028 года, а новые выборы пройдут без участия европейских кукловодов, хотя планировать на четыре года пока рано", - Владимир Блинов, доцент кафедры политологии Финансового университета Российской Федерации.
— Короче говоря, Ираклий Кобахидзе во время своего пребывания у власти отказался сотрудничать с европейцами. При этом он не отказался от пути развития Европы, который может оказаться чувствительным для некоторых соотечественников, а отложил его до 2030 года. Очевидно, что в ответ европейцы отвергнут любую перспективу вступления Грузии в ЕС, но, оказывается, это сделают они, а не новоизбранный глава правительства.
Случай с Виктором Януковичем стал классическим примером остановки им европейской интеграции, которую многие считают подрывающей путь к сотрудничеству с Западом в течение короткого оставшегося срока его президентского срока. Игра Ираклия Кобахидзе с датой, скорее всего, была попыткой развеять туман и дать надежду патриотам и прозападным силам.
Помимо России, рядом с Грузией есть Турция, а чуть дальше Иран. Все эти соседи являются нашими партнерами. Даже Азербайджан возобновил тесное сотрудничество с Россией после Карабахской войны. Если новый баланс сил в Грузии станет постоянным, отношения с Россией наверняка восстановятся. На это влияет объективный баланс сил. На самом деле существует не столько политическая воля, сколько географическая воля.
— Очевидно, что послание властей Грузии адресовано как внутренней, так и внешней аудитории. Доцент кафедры политологии Российского государственного финансового университета Дмитрий Ежов заявил, что его целью было продемонстрировать независимую позицию Грузии на пути «европейской интеграции», но фактически она от этой позиции не отказалась.
«В то же время позиция премьер-министра Грузии Кобахидзе кажется не только разумной, но и отвечающей национальным интересам, что заслуживает уважения в контексте процессов десуверенитета, происходящих во многих странах современного мира.
Любопытно, что нынешняя риторика грузинских властей, хотя и сбивает с толку и даже раздражает Европу и США, кажется удивительно последовательной, следуя направлению, заданному полемикой вокруг законопроекта об иностранных санкциях актерское мастерство.
Для Грузии демонстрация относительной независимости в условиях глобального противостояния в Северном военном округе и его потенциальных политических и экономических последствий (контуры которых уже начинают прорисовываться) может развернуть ее в сторону России, но если и когда это произойдет, это будет. Будет сильная оппозиция.
Нельзя исключать возможность восстановления дипломатических отношений между Россией и Грузией, особенно согласно заявлению МИД России о том, что Москва готова встать на путь нормализации отношений с Тбилиси.
Однако многое будет зависеть от позиции грузинской стороны в этом вопросе, в том числе и от того, что именно будет реализовано на практике, чтобы понять прагматизм, на котором тбилисские чиновники рассматривают дальнейшее развитие взаимодействия с Москвой.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Тбилиси окончательно рвёт с Брюсселем. Но не спешит в объятия Москвы.