1. Начало перемирия и обмен заложниками
Палестинское движение ХАМАС передало Международному комитету Красного Креста троих израильских заложников, удерживаемых с октября 2023 года. Это событие стало частью выполнения соглашения о прекращении огня, которое официально вступило в силу 19 января. Согласно условиям сделки, первый этап перемирия рассчитан на 42 дня. В рамках этого процесса ХАМАС должен освободить 33 заложника в обмен на сотни палестинских заключенных, содержащихся в израильских тюрьмах. Параллельно израильские войска обязаны покинуть густонаселенные районы сектора Газа, а в анклав должна поступить дополнительная гуманитарная помощь.
2. Хрупкость соглашения и позиции сторон
Израильское руководство предупредило, что немедленно возобновит боевые действия в случае нарушения условий со стороны ХАМАС. Решение премьер-министра Биньямина Нетаньяху пойти на перемирие вызвало неоднозначную реакцию внутри страны. Ряд политиков, особенно правого и крайне правого спектра, выступают за продолжение военной операции до полного разгрома группировки. Аналитики отмечают, что заключение сделки накануне инаугурации Дональда Трампа было стратегическим ходом, но теперь ничто не мешает Израилю вернуться к силовому сценарию.
Михаил Нежмаков, директор аналитического проекта Службы политических и экономических коммуникаций, подчеркивает хрупкость ситуации: «Любой вооруженный инцидент может стать поводом для приостановки реализации соглашения, особенно на первых двух этапах. Планировать что-либо на годы вперед, например, восстановление Газы, о котором упомянуто в соглашении, сейчас крайне сложно».
3. Внутриполитические риски и международный контекст
Для Нетаньяху соглашение несет внутриполитические риски, связанные с ослаблением правящей коалиции. Однако, как отмечают эксперты, у обеих сторон есть стимул соблюдать договоренности хотя бы на начальном этапе. Для Израиля критически важна поддержка Вашингтона. Команде нового президента США Дональда Трампа выгодно, чтобы начало реализации сделки совпало с инаугурацией, что создает видимость преодоления острого кризиса. Существует и символический момент: инаугурация Рональда Рейгана в 1981 году также совпала с освобождением американских заложников в Иране.
4. Баланс выгод и пропагандистская победа
С точки зрения экспертов, текущая сделка на данном этапе более выгодна ХАМАСу. Группировка получает передышку, шанс на вывод израильских войск и освобождение своих активистов из израильских тюрем. В пропагандистском плане это позволяет хамасовским СМИ заявлять о своей победе. Для Израиля же в случае срыва перемирия и необходимости возобновления операции затраты будут выше, так как придется заново занимать оставленные позиции.
Несмотря на то, что ХАМАС в январе 2025 года объективно слабее, чем в октябре 2023-го, а сектор Газа лежит в руинах, движение сохраняет способность мобилизовать ресурсы и контролировать ситуацию. Члены политбюро ХАМАС, такие как Мохаммед Назар, уже заявляли о готовности передать гражданское управление Газой «независимому правительству», что может быть тактическим ходом для сохранения влияния при получении международной помощи.
5. Перспективы эскалации и роль США
Риск новой эскалации в Газе в ближайшие месяцы остается высоким. ХАМАС может предпринять новые атаки, а Израиль, опасаясь восстановления инфраструктуры группировки, — нанести превентивные удары. Ключевую роль в сдерживании или, наоборот, разжигании конфликта сыграет политика администрации Трампа.
Как отмечает доцент Финансового университета Владимир Блинов, эскалация на Ближнем Востоке была выгодна предвыборной кампании Трампа. Теперь, после победы, Вашингтон вряд ли будет поощрять крупномасштабную войну, так как у нового президента есть другие приоритеты: иммиграционный кризис и перестройка отношений с Европой в контексте Украины. Основное внимание США будет сосредоточено на усилении экономического давления на Иран, что, в свою очередь, может дать Израилю дополнительные аргументы для действий против ХАМАС, считающегося проиранским прокси.
6. Региональная переконфигурация
Главные события на Ближнем Востоке, по мнению аналитиков, еще впереди. Они могут включать в себя возобновление сотрудничества США с Саудовской Аравией, попытки нейтрализовать йеменских хуситов и изменение отношений с Турцией. На фоне этих процессов возможны непубличные договоренности между США и Россией, которые повлияют на расстановку сил в регионе.
Таким образом, хотя ХАМАС и может считаться тактическим победителем текущего раунда противостояния, заплатив за это высокую цену, фундаментальные проблемы не решены. Конфликт вступает в новую, возможно, менее интенсивную, но не менее сложную фазу, где главными игроками станут великие державы, перекраивающие ближневосточный ландшафт в своих интересах.
Обратите внимание: Главные Ресурсы Государства.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: ХАМАС победил в войне, но главные события на Ближнем Востоке еще впереди.