Возвращение Boeing в Россию: выгоды, риски и будущее отечественного авиастроения

Американский авиагигант Boeing рассматривает возможность возвращения на российский рынок. Согласно обсуждаемым планам, компания может вновь разрешить российским авиакомпаниям закупать свои самолеты и возобновить поставки запасных частей. В качестве одного из условий возвращения Boeing рассчитывает восстановить доступ к российскому титану, от которого добровольно отказался в 2022 году.

1. Двухэтапный план возвращения

Возвращение Boeing на российский рынок, как предполагается, будет проходить в два этапа. На первом этапе российским авиакомпаниям разрешат приобретать подержанные самолеты, которые будут перепроданы из парков авиакомпаний дружественных стран. На втором этапе, после полного снятия ограничений, российские перевозчики смогут размещать заказы на новые самолеты напрямую у производителя.

Что касается запчастей, то их поставки могут быть возобновлены практически сразу после отмены санкций. Лизинговые компании уже ведут предварительные переговоры с российскими авиаперевозчиками. Наибольший интерес, по мнению экспертов, представляют самолеты Boeing 737, которые составляют основу парка многих российских компаний, а также широкофюзеляжные Boeing 777 для дальних маршрутов.

2. Экономическая целесообразность и позиция Airbus

Эксперты авиационной отрасли считают, что возвращение Boeing выгодно обеим сторонам. Российские авиакомпании получат доступ к запчастям и технической поддержке, что улучшит состояние флота. Boeing же вернет себе доходный рынок, который сейчас частично обслуживается через схему параллельного импорта, не приносящую прибыль самому производителю.

При этом европейский конкурент Boeing, компания Airbus, не планирует возвращаться в Россию в обозримом будущем. Это связано с продолжающейся политикой ужесточения санкций со стороны Европейского Союза.

3. Вопросы безопасности и статистика инцидентов

Однако возвращение Boeing не является панацеей для российской гражданской авиации. История компании отмечена рядом серьезных инцидентов. С 1967 года произошло 198 авиакатастроф с участием Boeing 737, в которых погибло более 4700 человек. Только с 2008 года зафиксировано 15 серьезных аварий.

На прошлой неделе в России одновременно произошли два инцидента с самолетами Boeing 737 авиакомпаний S7 и Red Wings, у которых в полете отказали элементы механизации крыла. Оба рейса были вынуждены совершить посадку в запасных аэропортах.

4. Угроза для отечественного авиастроения?

Один из ключевых вопросов — не станет ли возвращение Boeing препятствием для развития российской авиапромышленности. В стране ведется разработка целого ряда собственных проектов: МС-21, SJ-100, Ту-214, Ил-96-400М и других. Однако их сертификация и серийное производство сталкиваются с задержками.

Мы обратились за комментарием к авиационному эксперту, основателю сервиса RUN AVIA Андрею Патракову.

— Ситуация с Boeing сложнее, чем кажется, — отмечает эксперт. — Даже если США снимут санкции, для поставок самолетов необходимо снять и европейские ограничения, поскольку многие компоненты, включая двигатели для среднемагистральных лайнеров (производства франко-американской CFM) и для дальнемагистральных (британской Rolls-Royce), имеют европейское происхождение.

Обратите внимание: ​​В космосе найдено место с самым сильным, на сегодняшний день, магнитным полем..

По мнению Патракова, возвращение Boeing начнется с поставок запчастей, а затем могут последовать и поставки самолетов, сначала подержанных, а в перспективе и новых. Компания заинтересована в возвращении, так как потеряла очень прибыльный бизнес.

На вопрос о том, означает ли это конец отечественному авиастроению, эксперт отвечает: «У нас дефицитный бюджет, а сроки производства отечественных самолетов постоянно переносятся. Если вы заботитесь о безопасности полетов и расширении парка, быстрее и проще их купить». Он привел в пример Китай, который параллельно и закупает, и развивает собственное производство, потратив на это около 30 лет.

Эксперт также прокомментировал задержки с отечественными проектами. Например, сертификация МС-21, запланированная на конец прошлого года, не состоялась. Проект самолета «Байкал» может быть заморожен до возвращения поставок двигателей General Electric или появления их российского аналога.

5. Мнение пилота: преимущества для отрасли

Свою точку зрения на возможное возвращение Boeing высказал эксперт по безопасности полетов, бывший командир воздушного судна Александр Романов.

— Возвращение Boeing увеличит количество рейсов, что поможет сохранить рабочие места для пилотов и поддержать их профессиональные навыки, — считает Романов. — Многие пилоты сейчас уезжают работать за рубеж из-за сокращения парка. Кроме того, современные самолеты Boeing комфортны и экономичны, что выгодно и авиакомпаниям, и пассажирам. Снятие санкций позволит увеличить интенсивность полетов и количество маршрутов.

На вопрос о безопасности эксперт отметил, что авиастроение — сложная отрасль, и даже у Boeing случаются проблемы, но они оперативно расследуются и устраняются. «В любом случае, летать на проверенной машине безопаснее, чем на непроверенной», — добавил он.

Что касается угрозы для российского авиапрома, Романов считает, что о полном импортозамещении можно будет говорить только через 2–3 года. «С нашим резервом самолетов Boeing мы можем действовать спокойно. В перспективе нам, безусловно, понадобятся собственные самолеты, но сегодняшнее авиастроение — это результат международной кооперации», — резюмировал эксперт.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: В перспективе нам надо иметь и собственные самолеты, но авиастроение сегодня завязано на международное сотрудничество.