
Прогноз Минэкономразвития по росту экономики остается неизменным (соответствует прогнозу на осень 2024 года) — в этом году ВВП России вырастет на 2,5%. Доклад подготовлен Центральным банком России на основе проекта сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.
Между тем, в феврале Центральный банк России прогнозировал, что экономический рост составит 1–2%. Для сравнения, по апрельским оценкам Росстата, рост ВВП в 2024 году составит 4,3%. Ожидается, что в 2023 году экономический рост в России составит 3,6%.
Минэкономразвития также повысило прогноз инфляции на 2025 год с 4,5% до 7,6% и понизило прогноз среднегодовой цены на нефть марки Brent с 81,7 доллара за баррель до 68 долларов.
Экономист Андрей Бунич подтверждает, что замедление инфляции до 7,6% к концу 2025 года (в прошлом году она составляла 9,52%) вполне реально.
— Потенциал снижения инфляции остается высоким, в том числе из-за тенденции замедления роста мировых цен.
Конечно, пока неясно, сможет ли этот фактор в полной мере повлиять на российскую экономику, но в целом на данный момент у нас нет оснований для дальнейшего повышения цен. Еще одним дефляционным фактором является тенденция к укреплению рубля.
Если текущая тенденция сохранится, то среднегодовой уровень инфляции вскоре снизится до прогнозируемого Минэкономразвития показателя.
Конечно, одновременное снижение ставки окажет повышательное давление на цены, но я не думаю, что это приведет к серьезному ускорению инфляции.
СП: Можно ли сказать, что рост больше не является положительным?
- В принципе, ничего нового. Уже летом 2024 года стало ясно, что будут некоторые неудачи, поскольку возможности были использованы без структурных преобразований. Последнее пока не принесло плодов.
Экономика пойдет на спад в середине 2025 года, но темпы роста ВВП к концу года, вероятно, достигнут 2,5.
Следующая фаза роста будет в большей степени основана на фундаментальных факторах. То, что происходит сейчас, — это временный перезапуск экономики.
Особого кризиса нет нигде, кроме строительной отрасли. Остальные в нормальном состоянии.
Действительно, все секторы экономики находятся в процессе структурной перестройки и переориентации импорта и экспорта. Например, некоторые товары уже не нужно экспортировать, а нужно напрямую удовлетворять потребности внутреннего рынка, но на это нужно время.
В этом случае центральный банк может организовать более льготные кредиты, сохраняя при этом высокие процентные ставки. Прежде всего, это предприятия по производству одежды, сельскохозяйственной продукции и т д.
СП: Какие факторы окажут существенное влияние на экономический рост?
— Скорее всего, все упрется в платежеспособный спрос, поскольку большую часть ВВП создает сфера услуг. Высокие процентные ставки заставляют граждан откладывать расходы и вместо этого вкладывать деньги на депозиты.
Эта тенденция будет преодолена, когда процентные ставки начнут снижаться. Это окажет положительное влияние на торговлю и услуги.
Для увеличения производства также необходимы инвестиции. В принципе, многие запланированные инфраструктурные проекты также окажут положительное влияние на экономический рост. Отраслям, использующим импортные комплектующие, теперь будет легче работать благодаря новым глобальным условиям, в которых санкции стали менее строгими.
Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев подчеркнул, что фрагментарный рост, хотя по форме он не очевиден, будет заметен уже ко второй половине 2024 года.
— Теперь, если посмотреть на несколько ключевых секторов экономики, фрагментация становится еще более очевидной. В результате объем перевозок грузов по сети железных дорог России в марте снизился на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 97,7 млн тонн.
По данным «Чермета», объемы проката стали в прошлом месяце снизились на 5% по сравнению с мартом прошлого года и составили 5,1 млн штук проката. Производство чугуна сократилось на 6,2% до 4,4 млн тонн, а добыча железной руды сократилась на 10,6% до 9,3 млн тонн.
Также упали продажи легковых автомобилей, которые во многом определяют объемы розничной торговли, хотя последняя все еще растет.
Обратите внимание: Начато строительство моста через Лену.
В феврале продажи автомобилей упали на 25% в годовом исчислении, а в марте спад увеличился до 45.СП: Можно ли добиться более быстрого роста в более успешных областях?
— При этом рост зафиксирован и в отраслях, связанных в первую очередь с военно-промышленным комплексом и производством компьютеров. Однако неизвестно, сможет ли успешная отрасль стимулировать развитие других отраслей.
Промышленное производство в феврале фактически стагнировало, годовой рост составил 0,2%. Эту стагнацию можно объяснить в некоторой степени календарными факторами, поскольку февраль прошлого года был високосным, что привело к более высокой базе. Однако в марте ситуация не улучшится, и темпы роста по-прежнему будут около нуля.
Таким образом, хотя в некоторых секторах наблюдается приличный рост, общая ситуация ухудшается.
СП: Согласно исследованию S&P Global, индекс деловой активности в производственном секторе (PMI) России в марте 2025 года снизился с 50,2 до 48,2. Это явно негативное утверждение?
— Показатель ниже 50 указывает на снижение деловой активности. Это не статистический показатель, но он достаточно точно отражает процессы, происходящие в экономике.
СП: В таком случае можно ли считать оптимистичным прогноз роста ВВП на 2,5?
— Экономика заметно замедлилась, особенно в феврале и марте. Несмотря на это, прогноз не был скорректирован. Я объяснял это посредством вербальных интервенций, пытаясь поддержать оптимизм в отношении экономики. Даже прогнозы центрального банка оптимистичны. Я думаю, что темпы роста будут около нуля, а в лучшем случае они будут положительными.
СП: Возможно ли снижение инфляции до 7,6%?
— Прогноз был скорректирован, поскольку годовая инфляция сейчас близка к 10,4%, тогда как совокупный уровень инфляции с начала года близок к 3%. Но даже 7,6% кажутся нереалистичными, а инфляция может быть еще выше. Было бы неплохо, если бы мы уложились в 10%, но есть большая вероятность, что этого не произойдет.
В будущем сохранятся важные инфляционные факторы, начиная с индексации стоимости коммунальных услуг на 11,9%. Это мощный драйвер роста цен, тем более, что уровень индексации в прошлом году достиг 9,8%. Всплеск инфляции в 2024 году приходится на июль. В то же время начался новый раунд повышения базовых процентных ставок.
СП: Возможно ли, что среднегодовая цена на нефть марки Brent упадет до 68 долларов за баррель?
- Это реалистично, хотя могло бы быть и ниже. Цены на нефть стали более непредсказуемыми в свете торговой войны. Но мы видим, что мировая экономическая ситуация и темпы роста мирового ВВП снижаются. Замедление также затронет Китай, который в последние годы был основным драйвером спроса на нефть.
Между тем, бюджет России заложен из расчета цены на нефть марки Urals в 69,7 долл за баррель, тогда как текущая стоимость этой марки составляет около 59–61 долл.
Поэтому для российской экономики это непростая задача, учитывая дефицит бюджета и недавнее снижение ликвидных активов Фонда национального благосостояния до 3,26 трлн рублей в марте (в январе 2024 года остаток ликвидных активов Фонда национального благосостояния составлял 5,01 трлн рублей — «СП»).
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Черная металлургия и железнодорожные перевозки уверенно в минусе — как и строительство, и автобизнес.