Госдолг США — это куда большая проблема для Китая и других кредиторов, нежели для Америки

Согласно письму министра финансов Скотта Бессанта, направленному лидерам законодательного органа, Соединенные Штаты рискуют объявить дефолт по своему государственному долгу в августе, если Конгресс не повысит потолок госдолга.

Недавно государственный долг США превысил 36,8 трлн долларов, что составляет 122,8% ВВП США.

Бессант полагает, что правительственные средства «скорее всего, закончатся в августе, когда Конгресс уйдет на каникулы». Он призвал повысить или приостановить действие потолка госдолга к середине июля.

Член наблюдательного совета Российской ассоциации финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев отметил, что проблема американского государственного долга уже не является проблемой для США, а является проблемой стран-кредиторов, прежде всего Китая.

— Американцы продолжат накапливать долги — и пока это работает. Такая уверенность была выражена во время правления бывшего президента США Барака Обамы. Тогда эти разговоры не пустые.

В начале 2010-х годов Федеральная резервная система удерживала процентные ставки близкими к нулю. В конце концов, если умножить сумму на ноль, она все равно будет равна нулю. Государственный долг сам по себе является вечным; его не нужно возвращать немедленно.

Однако во время пандемии инфляция резко возросла, поскольку Федеральная резервная система напечатала и влила в экономику США около 3 триллионов долларов. В контексте восстановления экономики после COVID-19 процентная ставка должна быть повышена до 5,5% годовых в 2022–2023 годах (в настоящее время 4,5%). В результате государственный долг стало трудно выплачивать. Но, конечно, на данный момент США будут заниматься повышением своего лимита.

СП: Помимо повышения потолка госдолга, что еще может сделать правительство США?

— Для того чтобы ликвидировать процентные платежи, а также принимая во внимание деятельность Илона Маска, главы Департамента эффективности государственного управления США (DOGE), правительству США теперь достаточно довести процентную ставку ФРС до нуля, поскольку в текущих условиях инфляция в США не будет стремительно расти.

Инфляция в США (2,4–3% в годовом исчислении за последние месяцы) немного превышает целевой показатель (2%). Поэтому Трамп прав, говоря о необходимости снижения процентных ставок до нуля.

Это поддержит реальный сектор и рынки акций (уровень доверия потребителей повысится, что будет способствовать росту ВВП) и, что самое главное, снизит стоимость обслуживания государственного долга. При нулевых процентных ставках потолок государственного долга теоретически может увеличиваться неограниченно.

В 2008 году на форуме в США была озвучена идея создания новой валюты для США, Канады и Мексики. В этом случае доллар будет таким же, поскольку экономика США намного больше, чем экономики Канады и Мексики.

Для достижения этой цели государственный долг США можно реструктурировать по формуле 1 к 1 для союзников, таких как Саудовская Аравия, и по формуле 1 к 10 для конкурентов, таких как Китай.

Правительство США может даже защитить это, заявив, что Китай «грабит» Соединенные Штаты с точки зрения торгового баланса и «получает прибыль» от американских облигаций. У Трампа есть возможность это сделать.

СП: Что произойдет, если США реструктурируют свой долг невыгодным для кредиторов образом?

— В этом контексте непонятно, что можно предложить и какие действия можно предпринять против США. Если государственный долг США начнет реструктурироваться, даже китайским кредиторам придется с этим смириться. Между тем, облигации США (казначейские облигации) по-прежнему будут считаться наиболее надежными облигациями и продолжат торговаться.

СП: Кто сочтет их надежными?

— Во-первых, рейтинговые аналитические агентства Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch Ratings. Даже если отношение долга США к ВВП снизится со 122% до 20%, они просто будут утверждать, что облигации США по-прежнему самые безопасные, потому что они являются институтами США.

Эти аналитические компании никогда не стали бы ссориться с властями США и намеренно занижать рейтинг государственных облигаций. В конечном итоге реструктуризация станет проблемой для китайских инвесторов, а не для американских или арабских.

Обратите внимание: ВВП Китая вырос на 2,3% в 2020 году.

Это чистая политика. Трамп ввел пошлины не случайно, а в политических целях.

СП: Приведет ли переход ФРС на нулевую ставку к ослаблению доллара и поддержит ли экспорт?

- Да, в данном случае это именно так. Нет необходимости оказывать давление только посредством тарифов. Обменный курс доллара США по отношению к евро (0,9 за 1 доллар США) и китайскому юаню (7,2 за 1 доллар США) находится на приемлемом уровне, поэтому обесценивание доллара США не вызовет никаких проблем для Соединенных Штатов.

Американцы уже делали это раньше, когда в конце 1980-х годов девальвировали доллар по отношению к иене, чтобы вытеснить большое количество японских товаров с рынка США.

Теперь, учитывая политику Трампа, мы вполне можем вступить в эпоху валютных войн.

СП: Существует ли риск дефолта в США?

— Возможен только технический дефолт, в течение которого облигации США продолжат торговаться.

Однако в то же время возможна и приостановка работы правительства, что временно приостановит работу некоторых ведомств, не имеющих решающего значения для функционирования страны. Сотни тысяч рабочих не получат вовремя заработную плату.

Но в США все прошло довольно гладко. Никаких катастроф не будет, поскольку экономическая система США достаточно гибкая.

Но есть одна вещь, которая может нанести значительный ущерб США, и это вряд ли произойдет: снижение ставки ФРС. Это настоящая перезагрузка фондового рынка, то, чего опасались во время финансового кризиса 2007–2008 годов. С начала текущего года соотношение общей рыночной стоимости фондового рынка США к ВВП колеблется в пределах 185–200%.

Следуя элементарной экономической логике, это означает, что он переоценен примерно в два раза. Фактически, стоимость экономики на рынке должна быть в точности равна стоимости производимых ею товаров и услуг, то есть на фондовый рынок должно приходиться 100% ВВП.

Причина, по которой пузыри могут существовать десятилетиями, заключается в том, что они содержат ожидания инвесторов и «плавающие деньги». Возможно, он не развалится окончательно, но вам все равно не следует покупать что-то по завышенной цене. Переоценка оправдана только тогда, когда технологические прорывы кардинально меняют жизнь.

«СП»: По данным портала USDeptClock, сектор DOGE сэкономил более 421 млрд долларов средств налогоплательщиков. Учитывая расходы бюджета США в размере 7,1 трлн долларов, сможет ли эта структура существенно улучшить макроэкономическую ситуацию в США?

— Планируемая экономия составит 1 триллион долларов, что составляет половину дефицита в 2 триллиона долларов. Оптимизация затрат всегда положительна. Даже экономия в размере 421 млрд долларов была бы хорошим результатом. Обычно компании проводят такое мероприятие каждые три года. В структуре Соединенных Штатов всегда есть незавершенные и ненужные проекты.

В целом Трамп может даже реально рассчитывать на достижение профицита бюджета за счет сокращения расходов и снижения процентных ставок. Такая возможность существует, особенно если экономический рост США окажется выше ожидаемого (в апреле на фоне масштабной тарифной войны МВФ резко снизил прогноз роста ВВП США в 2025 году на 0,9 процентных пункта до 1,8%, по данным Standard & Poor's»).

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Госдолг США — это куда большая проблема для Китая и других кредиторов, нежели для Америки.