
Правительство, по поручению вице-премьера Александра Новака, работает над мерами поддержки транспортного комплекса. В центре внимания — повышение эффективности дорожного строительства и решение системных проблем логистики.
1. Проблемы Восточного полигона и угольной отрасли
Экономист Никита Масленников указывает на серьёзные сложности на ключевых артериях — Транссибе и БАМе. Из-за перегруженности требуется наладить порядок перевозок и, вероятно, пересмотреть тарифы РЖД для отдельных категорий грузов. В противном случае издержки компании могут быть переложены на потребителей или отразятся на экспортных ценах. Хотя РЖД уже предпринимает шаги в этом направлении, проблемы, особенно для угольщиков, остаются острыми.
Угольная отрасль, по сути, находится в кризисном состоянии, о чём свидетельствует резкий переход от прибыли в 2023 году к убыткам в 2024-м. Для угледобывающих регионов, таких как Кузбасс, вопросы транспортной доступности и стоимости перевозок имеют критическое значение. Поддержка шахтёров, одобренная на высшем уровне, напрямую связана с логистикой.
2. Стратегические инфраструктурные проекты
Скоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург: Реализация этого проекта уже идёт, но требует ускорения. Необходима чёткая координация между инвесторами, строителями и будущими операторами, включая поставщиков подвижного состава.
Подготовка к туристическому сезону: Важна комплексная оптимизация всех видов транспорта. Для автотуристов, например, ключевыми являются доступность и качество топлива на трассах.
Экономический рост сдерживается, в том числе, быстрым ростом тарифов, включая транспортные. Поэтому одна из задач — снижение логистических издержек для российских предприятий.
3. Ключевые направления развития
Помимо модернизации Транссиба и БАМа, реализуются и другие масштабные проекты: транспортный коридор «Север-Юг», строительство скоростных автодорог, связывающих запад и восток страны.
Что касается моста на Сахалин, эксперт считает этот проект менее актуальным на текущем этапе из-за колоссальной стоимости. Альтернативой могут стать подводные коммуникации для транспортировки углеводородов и развитие портовой инфраструктуры, если остров рассматривать как экспортный хаб для АТР.
4. Экономический эффект инфраструктуры
Транспортные проекты, такие как мост через Лену, выполняют связующую функцию для экономики и общества, обеспечивая новую мобильность. Их реализация соответствует стратегии пространственного развития, фокусирующейся на опорных агломерациях.
Развитие, например, газопровода «Сила Сибири-2» или Северного широтного хода напрямую зависит от железнодорожной доступности. Без надёжных наземных транспортных артерий, идущих из центра на восток и север, невозможно будет в полной мере освоить Арктику и нарастить грузопоток по Северному морскому пути.
5. Металлургия и транспорт: взаимная зависимость
Снижение производства стали и проката ставит вопрос о взаимосвязи отраслей. При низких мировых ценах на металл логично ориентировать производителей на внутренний спрос. Для этого необходимы понятные условия и долгосрочные госзаказы на специфическую продукцию для инфраструктурных проектов, будь то рельсы для ВСМ или металлоконструкции для мостов.
Гарантированный спрос со стороны крупных транспортных проектов, реализуемых в ближайшие годы, может стабилизировать работу металлургических заводов, снизив волатильность производства. Таким образом, масштабное железнодорожное и инфраструктурное строительство становится не только драйвером развития, но и спасательным кругом для базовых отраслей промышленности.
Обратите внимание: "Чего ждать россиянам" Могут ли "Навальные" санкции привести к проблемам экономики в 2021 году?.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Почему выручить металлургов и угольщиков сегодня могут только железнодорожники.