Эпоха одноразовых вещей: почему качество уступило место маркетингу и как найти золотую середину в потреблении

Споры о том, что современные товары служат меньше, чем их советские аналоги, не утихают. Многие вспоминают холодильники, которые работали десятилетиями, и задаются вопросом: почему сегодня техника так быстро выходит из строя или морально устаревает?

1. Данные против ностальгии: что говорят исследования?

Однозначно утверждать, что срок службы всей бытовой техники сократился, нельзя. Некоторые исследования, например, работа Камиллы Керридж из Норвежского университета, показывают, что для многих приборов этот показатель остался на уровне 1950-х годов. Однако есть и тревожные исключения: срок службы стиральных машин сократился почти вдвое, а духовых шкафов — на 39%. Аналитики связывают это с усложнением технологий и использованием менее долговечных материалов. Подтверждает эту тенденцию и всплеск запросов на ремонт бытовой техники в США, отмеченный Wall Street Journal.

2. Автомобили: дольше живут, но быстрее стареют?

С транспортом ситуация неоднозначна. С одной стороны, статистика США показывает, что средний возраст автомобилей увеличился более чем в два раза с 1970 года. С другой — эксперты бьют тревогу по поводу «электронизации»: машины морально устаревают из-за быстро развивающихся цифровых систем, даже если их «железо» еще в порядке. В России же, как показывают данные по самым распространенным маркам, до сих пор в ходу модели, выпуск которых прекратился 10-20 лет назад, что говорит об их выносливости.

3. Корень проблемы: общество потребления и «товары Веблена»

Экономист Андрей Бунич в интервью объясняет этот парадокс сменой экономической парадигмы. Если раньше главными критериями были надежность и долговечность, то теперь производители заинтересованы в том, чтобы потребитель постоянно обновлял свои покупки. Это достигается через так называемые «инновации» — часто косметические изменения в дизайне или функциях, которые создают ощущение новизны и моды.

Это явление уходит корнями в теорию «демонстративного потребления» экономиста Торстейна Веблена. Согласно ей, ценность товара все чаще определяется не его практическими качествами, а статусом, который он дает владельцу. Автомобиль или смартфон превращаются из утилитарной вещи в символ принадлежности к определенной социальной группе. В такой системе координат качество отходит на второй план, а на первый выходят маркетинг и реклама, которые и формируют спрос. Неслучайно в крупнейших корпорациях ключевыми становятся именно эти отделы, а не производственные.

Обратите внимание: Главные проблемы ссср по мнению самих граждан ссср.

4. Зеленая повестка как сдерживающий фактор?

Интересно, что современная «зеленая» повестка, призывающая к осознанному потреблению и отказу от излишеств, может, по мнению Бунича, играть роль своеобразного балансира. В условиях экономического кризиса, когда реальные доходы населения стагнируют, экологическая идеология предлагает оправдание для более скромного образа жизни: ты не просто меньше потребляешь из-за нехватки денег, ты спасаешь планету.

5. Есть ли выход? Разумное потребление и роль государства

Возможна ли золотая середина? Экономист считает, что да. Потребители могут вести себя как рациональные предприниматели, выбирая товары не по яркому бренду, а по соотношению цены и реального качества. В этом им может помочь государство, продвигая через СМИ и образовательные программы идеи разумного потребления. Например, экспертные телешоу могли бы учить людей выбирать надежные и долговечные вещи, не переплачивая за маркетинг.

Переход к такой модели выгоден и для экономики страны в целом. Чрезмерная ориентация на статусный импорт (на который, по оценкам, уходит до 50 млрд долларов в год) ослабляет торговый баланс. Развитие внутреннего производства качественных и доступных аналогов могло бы улучшить ситуацию. Это касается и автомобилизации: поощрение каршеринга и такси вместо навязывания автокредитов может быть более экономически и экологически оправданным решением.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Андрей Бунич: В крупнейших корпорациях главные отделы не производственные, а маркетинга и рекламы.