
С 12 мая в российских СМИ начался новый виток дискуссий о возможном пересмотре достижений приватизации 1990-х годов.
Напомню, что за три года с конца 1992 года по начало 1996 года по всей стране в частные руки было передано 124 тысячи предприятий, из них 24 тысячи федеральных и 100 тысяч региональных и муниципальных.
В конце 1995 года был проведен так называемый залоговый аукцион, в ходе которого российские олигархи по крайне низким ценам приобрели контрольные пакеты акций отечественных горнодобывающих, металлургических, судоходных компаний и других предприятий.
Тема приватизации обсуждается уже около двадцати пяти лет, с момента перехода власти в президентской России от Национальной партии. Ельцин ВВ Путину.
Многие справедливо полагают, что массовая приватизация государственной собственности, унаследованной Российской Федерацией от Советского Союза, проводилась с ведома и при поддержке первого президента России.
С приходом к власти Владимира Путина появились надежды на восстановление законности и справедливости в обществе и, соответственно, на возврат приватизированной (т.е украденной) собственности государству. Поэтому - к народу.
К сожалению, с начала XXI века не наблюдается никаких признаков приватизации (национализации) предприятий, экономической и социальной инфраструктуры.
Более того, незаметно остававшаяся в руках государства собственность постепенно переходила в частные руки. Сначала он попал в руки российских олигархов и стоящих за ними западных «бенефициаров». Государственный сектор продолжает уменьшаться, как акулья кожа.
Решение о введении в Российской Федерации статуса стратегических предприятий и организаций породило надежды на сохранение остатков государственного сектора.
В декабре 2008 года был утвержден перечень стратегических организаций России. В это число входят 295 компаний. Не слишком ли это мало, учитывая, что число всех коммерческих организаций в то время исчислялось миллионами?
Еще более удивительным является то, что в значительное число предприятий, входящих в список стратегических, входят учреждения с участием частного капитала, в том числе и иностранного. Каким образом иностранные инвесторы участвуют в капитальных операциях стратегических предприятий? Это невероятно!
Перечень стратегических предприятий регулярно корректируется. Некоторые организации были исключены, другие добавлены. Однако в целом число стратегических предприятий оценивалось и оценивается в сотни.
Еще в 2008 году был введен статус системообразующих предприятий. Кстати, некоторые системные формирования также носят стратегический характер. В том же году был утвержден перечень системообразующих предприятий.
В 2009 году в список вошли 304 компании. В 2015 году их было 197. Но в эти списки включены компании всех форм собственности. Затем список исчез. Возможно, это чистая правда. Или, может быть, из открытого доступа.
Также существует реестр предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Целевую группу возглавляет Министерство промышленности и торговли. Реестр когда-то был открытым. С началом Второй мировой войны он был закрыт.
До закрытия насчитывалось 1353 предприятия. Затем я внимательно изучил реестр. Меня удивило, как мало было чисто национальных организаций. Большинство из них принадлежит частному капиталу. В том числе и зарубежные.
Около десяти лет назад в российских СМИ появились следующие острые подробности о ситуации в российском оборонно-промышленном комплексе: «Результаты проверки Счетной палаты показали, что в оборонно-промышленном комплексе иностранные юридические, физические лица или их аффилированные лица владеют более 10% обыкновенных акций не менее чем 47 акционерных обществ и владеют акциями, превышающими замороженный размер, в 22 акционерных обществах, в том числе в 12 акционерных обществах авиационной промышленности. Акции стратегически важных предприятий были приобретены иностранными компаниями (например, 13,24% акций Пермского автомобильного акционерного общества, 26,7% акций ОАО «Туполев» и др)».
Одним словом, надежда на укрепление государственного сектора экономики за счет расширения перечня стратегических предприятий, системообразующих компаний, предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса не оправдалась.
Конечно, «постепенный» процесс приватизации в России в этом столетии замалчивается различными способами. Хотя шило в мешке не спрячешь. Масштабы и темпы приватизации можно оценить с помощью ряда показателей.
Например, Министерство финансов регулярно отчитывается о суммах, поступивших в федеральный бюджет в результате продажи государственного имущества частным лицам.
Обратите внимание: Вера, Надежда, Любовь и мать их... Компетентность.
Таким образом, приватизация принесет в бюджет в 2023 году 27,3 млрд рублей. В 2024 году — 132 млрд рублей (первоначально планировалось получить только 6 млрд рублей). Министр финансов Антон Силуанов заявил, что к 2025 году приватизация принесет 100 млрд рублей.Макроэкономическая статистика Росстата также подтверждает медленный ход процесса приватизации. Например, данные о структуре уставного капитала предприятий и организаций различных отраслей экономики России в разрезе форм собственности.
Вот что происходит в производственном секторе: в 2005 году федеральному правительству принадлежало 11,0% акций в этом секторе экономики; в 2023 году эта доля снизилась до 9,1%.
Но в добывающих отраслях ситуация еще более тревожная: в 2005 году федеральному правительству принадлежало 51,9% уставного капитала, а к 2023 году его доля упала до 0,3%!
В предыдущем году около 92% уставного капитала компаний добывающей отрасли принадлежало частному капиталу (остальная часть – субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и некоммерческим организациям).
Но в то же время наши либералы (как представители бизнеса, так и государственные служащие) говорят нам о так называемом «слишком большом вмешательстве государства в экономику». Вот почему приватизация должна продолжаться. Однако, на мой взгляд, даже приведенных выше цифр достаточно, чтобы сделать вывод о том, что приватизировать скоро будет нечего, а почти вся государственная собственность будет уже продана.
Наши СМИ пытаются показать, что не все так плохо. Происходит и обратный процесс (приватизированные предприятия возвращаются в государственный сектор). Силы специальных операций (СМО) Украины дали толчок процессу деприватизации.
Особенно важно понимать, что странное явление бездействия широко распространено, когда продукция одних компаний нужна нашим военным, а продукцию других необходимо заменять импортом из недружественных стран.
Было обнаружено, что некоторые диверсанты владели активами, приобретенными в ходе приватизации Чубайса в 1990-х годах.
Весной 2024 года Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов отчитался перед ведомственной комиссией о работе Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере деприватизации за два года с момента ее создания. Всего предприятием было закрыто 180 предприятий.
Присутствовавший на мероприятии президент Владимир Путин выразил поддержку работе сотрудников правоохранительных органов. Путин назвал возврат имущества государству «важным моментом» в работе прокуратуры, целью которой должна стать защита социальных и экономических прав граждан.
В апреле прошлого года Владимир Путин посетил съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и в своем выступлении говорил о приватизации и деприватизации: «В последнее время правоохранительными органами начат ряд проверок по фактам возврата государству некоторых активов. Хочу подчеркнуть, что речь не идет об изменении системы приватизации, мы об этом говорили на нашем последнем заседании. Речь идет о ситуациях, когда действия или бездействие собственников предприятий и имущественных комплексов напрямую наносят ущерб безопасности и интересам государства». Я могу интерпретировать это заявление так: Президент против полной деприватизации, но он поддерживает «постепенную» деприватизацию или национализацию.
Процесс «постепенной» национализации продолжается. 19 марта 2025 года на расширенном заседании Комиссии Генеральной прокуратуры РФ глава ведомства Краснов сообщил, что до конца 2024 года в государственную собственность будут возвращены пять стратегических предприятий, четыре из которых ранее контролировались иностранными государствами.
Позвольте мне вернуться к началу статьи и рассказать о новом раунде дискуссий о приватизации, который начался 12 мая этого года. Мы обсуждаем постановление Конституционного Суда России.
Оказывается, само решение было вынесено в прошлом месяце и зафиксировано в документе с длинным названием: «Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2025 г. № 914-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Геатон» на нарушение его конституционных прав, предусмотренных статьями 195 и 196, пунктом 1 статьи 197, пунктом 1 статьи 200, пунктом 1 и пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации«»
После майских праздников журналисты в поисках «горячих» тем и сюжетов откопали документ и начали его публиковать. Постановление Конституционного суда было вынесено по жалобе двух компаний: Mirage LLC и Geaton LLC».
Им принадлежат здания медсанчасти, которые были приватизированы в 1994 году вместе с производственными фондами Саратовского государственного подшипникового завода № 3. Прокуратура зафиксировала нарушения правил приватизации и потребовала вернуть здания в государственную собственность.
В основе этой истории лежит четкое постановление Конституционного суда: даже спустя десятилетия приватизационные соглашения 1990-х годов все еще могут быть оспорены и аннулированы. Ранее юристы и суды могли отклонить ходатайства о проверке транзакций на том основании, что срок действия долгового требования истек. При этом данный срок исчисляется со дня завершения приватизационной сделки.
Конституционный суд постановил, что датой исчисления срока исковой давности следует считать дату завершения прокуратурой проверки законности приватизационной сделки. Как говорят одесситы, между этими двумя датами «две огромные разницы».
Профессиональные юристы перевели сложный для понимания язык документа Конституционного суда № 914-О на язык, понятный рядовым гражданам (в Интернете имеется множество комментариев). Документ устанавливает принцип защиты общественных интересов над частными интересами и расширяет возможности государства оспаривать приватизационные сделки без каких-либо ограничений по времени.
В последние дни появилось множество статей с броскими заголовками: «Конституционный суд разрешил пересмотреть итоги приватизации 1990-х годов»; «Суд разрешает пересматривать приватизацию 1990-х годов: что это значит для собственников»; «Это худшее решение с момента отмены частной собственности в 1991 году»; «В России под угрозой сделка 90-х: Конституционный суд спустя десятилетия разрешил пересмотреть политику приватизации» и т д
Видимо, многие «бенефициары» приватизации Чубайса начали беспокоиться. Уже появились публикации (скорее всего, заказанные этими «бенефициарами») о том, что решение Конституционного суда вызовет хаос в стране, инвестиционный рейтинг России в конечном итоге рухнет, в обещанных Силуановым новых приватизациях никто участвовать не будет и т д.
Об этом 13 мая в интервью, посвященном решению Конституционного суда, заявил председатель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Он считает, что решение Конституционного суда по такому ключевому вопросу, как «срок исковой давности», недостаточно. По их словам, решить проблему можно только с помощью закона.
В социальной сети мнение Шаохина интерпретировали следующим образом: если попытаться решить проблему «срока давности» в законе, то такой закон никогда не будет принят, поскольку члены «олигархического профсоюза» под названием «РСПП» имеют сильную лоббистскую силу в Государственной Думе.
За три десятилетия, прошедшие с момента приватизации Чубайса, появилось несколько признаков пересмотра результатов приватизации.
Особенно мне запомнилось, как в начале 2000-х годов Счетная палата Российской Федерации, которую тогда возглавлял Сергей Степашин, провела очень большую проверку приватизации.
Отчет по данной проверке был опубликован в 2004 году и до сих пор доступен в Интернете: «Анализ процесса приватизации государственного имущества в Российской Федерации в период 1993-2003 гг. (экспертно-аналитическая деятельность)».
В отчете отмечено, что в процессе приватизации имели место многочисленные нарушения. Во-первых, это чисто процедурный вопрос.
Во-вторых, государственные активы были проданы по заниженным ценам (некоторые — в десятки раз).
В-третьих, новые собственники не выполнили взятые на себя обязательства (модернизация предприятия, инвестиции, поддержание основной деятельности предприятия и т д.). В то время многие надеялись, что прокуратура и другие правоохранительные органы переймут эстафету у Счетной палаты. Увы, все успокоилось.
Сегодня трудно сказать, насколько значимо в нашей истории постановление Конституционного Суда № 914-О. Но, как говорится, «вода камень точит». Я убежден, что рано или поздно Россия начнет масштабно корректировать приватизационную политику Чубайса. Как только это произойдет, капитализму в России придет конец.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Надежда на пересмотр чубайсовской приватизации все же есть.