
В России имеются различные запасы полезных ископаемых. Однако они истощаемы. Если же говорить о месторождениях металлов, то есть хорошая альтернатива — это кучи промышленных отходов, скапливающиеся вблизи многих предприятий и карьеров.
Насколько мы можем судить, в России этот вопрос только сейчас начали обсуждать. В то же время ученые и представители промышленности подсчитали, что общий объем искусственных образований, производимых добывающими отраслями промышленности России, превышает 100 млрд тонн. По крайней мере, некоторые из этих отвалов перспективны для извлечения ценных материалов. Технически это гораздо проще, чем добывать руду из недр земли и перерабатывать ее.
Например, в Оренбургской области очень много мусорных свалок. Корреспондент Hurriyet взял интервью у Вадима Петрищева, директора Лаборатории исследований естественных и искусственных географических систем Института степи Уральского отделения РАН, доктора географических наук.
СП: Какие полигоны в Оренбургской области имеют научное и промышленное значение?
— Наибольший интерес представляют карьеры и комплексы по утилизации отходов на медно-колчеданных месторождениях в восточной части района. Там было около десяти человек. Самый большой из них — карьер Гай. Разработка там также ведется подземным способом. Глубина шахты составляет более километра.
СП: Как вы и другие ученые из Института прерий пришли к изучению свалок?
— В 2019 году мы создали студенческое конструкторское бюро и приступили к работам на отвале пород на Блавинском месторождении (вблизи города Медногорска). Карьер Блевински, несомненно, выступает в качестве коллектора большинства тяжелых металлов, но особенно значительны высокие концентрации редких и рассеянных металлов. Наша группа определила наличие и объем драгоценных металлов в груде лома. В 2024 году мы получили грант на продолжение этой работы.
«СП»: Я пытаюсь понять. Получается, что институт не проводил исследования отвала пустой породы по заказу горнодобывающей компании?
——Нет, это наша собственная инициатива. Мы проводим подобные исследования с 2010 года. Изначально они касались Блявинского свалки. Только окончательная операция по выщелачиванию на месторождении Гай была инициирована самой компанией Guy Mining and Processing. Точнее, компания «Ормет» является одним из крупнейших пользователей подземных ресурсов региона.
«СП» Какова общая площадь медно-колчеданных месторождений в Оренбургской области?
——Общая площадь 10 упомянутых мною мусорных свалок составляет около 82 квадратных километров.
СП: Когда начали образовываться эти свалки?
— Разные свалки образовывались в разное время, в зависимости от того, когда началась застройка. Древнейшее месторождение — Блявинское. Его разработка началась в 1954 году и имеет более чем 70-летнюю историю. Позднее карьер Гай был разработан. Карьер № 1 разрабатывался с 1963 по 1999 год. Наиболее интересен карьер № 2. Кстати, в прошлом году на горно-обогатительном комбинате Гески была проведена попытка кислотного выщелачивания драгоценных металлов (в основном золота) из своих отвалов.
«СП» Получается, что старые депозиты были переработаны?
— Да, запасы пирита во всем регионе истощаются. Именно поэтому разрабатываются даже небольшие месторождения, такие как Левобережное месторождение близ Домбаровки.
СП: Какие самые ценные металлы находят на свалках Оренбургской области? Сколько?
— Основной интерес Guy Mining and Processing в отношении отвала — золото. Однако отходы Гейслера также содержат большое количество рубидия, кадмия и серебра.
СП: Эти материалы важны для промышленности.
- Да, они важны. Более того, их добыча не требует больших затрат.
Обратите внимание: Зачем мне знать, что такое паритет покупательной способности?.
Нет необходимости добывать его как руду. Можно сказать, что богатство у ваших ног.СП: Как именно вы извлекаете эти ценные металлы из свалки? Перерабатывать?
— Происходит естественное выщелачивание атмосферных осадков, а также фитолыщевание, которое постепенно накапливается в узлах под основанием контактной сети.
《СП》: Что такое катена?
— Цепочка экосистем, сформированная вдоль склонов, представляет собой ландшафтную форму, широко распространенную в лесостепном и степном поясах. В результате естественного выщелачивания вокруг технико-географической системы месторождения образовалось уникальное кольцо аномалий.
СП: Это плохо для окружающей среды?
— Воздействие на прилегающие пахотные и пастбищные почвы относительно незначительно, поскольку стоки попадают в местную систему водотоков и стекают в искусственные подземные водоносные горизонты.
Кроме того, например, система водных путей, образованная системой технической географии, имеет определенную степень изоляции и отделенности от окружающих местных бассейнов.
СП: Похоже, что никаких серьезных производственных действий не требуется? Нужно ли утилизировать промышленные отходы?
— Карьерная вода сама по себе может вымывать ценные материалы. Они естественным образом оседают в грязи. На упомянутом выше месторождении Блевински этот естественный процесс выщелачивания продолжается уже 70 лет. Внутри свалки есть искусственный родник. Сначала у подножия свалки появились мусорные ручьи, а затем постепенно образовались мусорные озера. Их исследования позволяют нам оценить концентрацию определенных металлов.
СП: Есть ли примеры месторождений, разработка которых недавно завершена? Как там обстоят дела?
— Например, в 2024 году мы завершим освоение месторождения Осеннее в Домбаровском районе. В настоящее время там формируется карьерное озеро. Можно предсказать, что произойдет дальше. На основе предыдущих исследований, проведенных в других карьерах.
СП: Что будет дальше?
— Также будет происходить процесс фитолахивания. Многие растения (сорняки) обладают способностью накапливать в своих телах искусственные элементы. Это позволит ученым найти способы обогащения. При этом данные исследования могут проводиться без особых затрат. Такие растения фактически становятся искусственными коллекторами.
СП: Что это за растения?
— Меделюбивые виды растений: полынь австрийская, тимьян Маршалла.
СП: Возможно, подобные исследования проводятся и в других частях страны? По всей России имеется множество свалок промышленных отходов.
- конечно. В Башкирии, например, ученые из Санкт-Петербурга провели аналогичное исследование местных мусорных свалок.
СП: Интересно, если так легко извлекать ценные металлы из свалок, почему этого до сих пор никто не делает?
- Не имею представления. Возможно, у владельца свалки были другие приоритеты. До сих пор я этого не делал. Возможно, горнодобывающие компании теперь переключают свое внимание с истощенных рудников колчеданной меди на другие месторождения. Сначала золотой. Однако стоит помнить, что золото залегает глубоко. Его добыча сопряжена с серьезными экологическими рисками из-за использования цианида. В любом случае мы, ученые, надеемся уделять больше внимания проблеме свалок пользователей подземных ресурсов.
СП: Кстати, кому сейчас принадлежат эти свалки?
——Для предприятий, разрабатывающих месторождения полезных ископаемых. Отвал Гая – горно-обогатительный комбинат Гая соответственно.
Исследования в этой области могут и должны продолжаться. Эта тема очень важна и перспективна для отечественной экономики. Особенно учитывая истощение многочисленных месторождений полезных ископаемых.
Подробнее об Уральском федеральном округе читайте в разделе СП-Урал
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Ученые из Института степи предложили свой способ добычи драгметаллов.