
Отраслевые эксперты предупреждают о серьёзном спаде в чёрной металлургии. По прогнозам, к концу 2025 года внутренний спрос на сталь в России может сократиться на 10% по сравнению с прошлым годом. Такую оценку, в частности, озвучил Алексей Сентюрин, председатель Ассоциации «Русская сталь», которая объединяет ключевых игроков рынка.
Выступая на отраслевом форуме, он не привёл точных цифр, однако ранее ассоциация сообщала, что по итогам 2024 года внутренний спрос на продукцию чёрной металлургии уже снизился на 6% относительно 2023 года — до 44 млн тонн. Экстраполируя эту тенденцию, можно предположить, что к концу 2025 года показатель может опуститься до уровня около 39.9 млн тонн.
Для понимания масштаба: последний раз значительное падение спроса на сталь в стране наблюдалось почти десять лет назад, в 2016 году, когда объёмы сократились до 39 млн тонн.
1. Причины надвигающегося спада
Что же стоит за этим тревожным прогнозом? Как подобное сокращение отразится на промышленности и затронет ли оно выполнение оборонного заказа? Своим мнением о ситуации поделился экономист Леонид Хазанов.
<«Лично я считаю, что такой прогноз вполне реалистичен», — заявил эксперт. — В первую очередь, из-за сохраняющейся высокой ключевой ставки Центробанка. Хотя она и начала снижаться, уровень по-прежнему сдерживает инвестиционную активность. Кроме того, мы наблюдаем стагнацию в нескольких ключевых для металлургии отраслях.
Строительный сектор, традиционно крупный потребитель металла, демонстрирует спад. Объёмы жилищного строительства сокращаются, и застройщики вынуждены пересматривать свои планы и запасы. Аналогичная картина в сегментах коммерческого и промышленного строительства — проекты реализуются, но их темпы и количество недостаточны для поддержания прежнего уровня спроса. Дорожное строительство также далеко от идеальных показателей.
Серьёзные проблемы испытывает и машиностроение, в особенности автомобильная промышленность. Статистика фиксирует значительное сокращение выпуска автомобилей в России, что напрямую бьёт по потреблению металлопроката.
Усугубляет ситуацию и внешнеэкономический контекст. Экспорт металлургической продукции сталкивается с существенными барьерами.
2. Проблемы на внешних рынках
На вопрос о конкретных сложностях с экспортом экономист пояснил: «Практически весь европейский рынок, за редким исключением, для наших металлургов закрыт. Поставки перенаправлены в Африку, Латинскую Америку и Азию, но эти рынки менее ёмкие, а логистика — более дорогая и протяжённая. Рынки Центральной Азии, к сожалению, не смогут компенсировать потери в полном объёме».
3. Последствия для экономики
Чем грозит такое снижение спроса? По мнению эксперта, последствия будут носить комплексный характер.
«В первую очередь, снизится загрузка мощностей самих металлургических комбинатов и предприятий горнодобывающего комплекса, — отмечает Хазанов. — Вслед за падением производства стали сократятся заказы на железорудный концентрат, известняк, кокс и другие сырьевые материалы».
Во-вторых, уменьшится объём перевозок металлургической продукции, что ударит по транспортным компаниям. Нельзя исключать и социальные последствия: возможны сокращения рабочих смен, снижение заработной платы на предприятиях отрасли.
В итоге государство может столкнуться с сокращением налоговых поступлений, а компании — со снижением доходов и прибыли.
Обратите внимание: В России сократится производство колбас и сосисок.
В целом, ситуацию сложно назвать позитивной, как бы нам этого ни хотелось.4. Прогноз на будущее и точки роста
Каковы же перспективы? Экономист предполагает, что спад спроса станет реальностью уже к 2025 году. Стабилизация может наступить лишь к 2026-му, а рост — не раньше 2027–2028 годов, и то при благоприятном стечении обстоятельств.
«На что нам рассчитывать? Помимо удачи, нужны системные изменения, — считает эксперт. — Во-первых, это улучшение международной конъюнктуры и хотя бы частичное ослабление санкционного давления, но в краткосрочной перспективе это маловероятно. Во-вторых, критически важно развитие логистической инфраструктуры. Направляя экспорт на восток, мы упираемся в пределы пропускной способности Транссиба и БАМа. Порты также работают с высокой нагрузкой».
5. Оборонный заказ: островок стабильности
Отдельно эксперт затронул вопрос оборонно-промышленного комплекса. По его словам, ожидаемое падение спроса на сталь не должно напрямую затронуть выполнение гособоронзаказа.
«Российский ВПК остаётся стабильным и надёжным потребителем металлов. Для металлургов эти заказы — гарантированные «живые» деньги, — пояснил Хазанов. — Однако есть нюанс: оборонной промышленности требуется не стандартный конструкционный прокат, а специальные легированные стали с особыми свойствами. Не все металлургические предприятия обладают технологиями для их производства».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Строят мало, автомобильное производство сокращается — у в убытке окажутся металлурги.