Антон Силуанов считает, что добычу драгметаллов нельзя отдавать под контроль государства

Министр финансов Антон Силуанов, отвечая на вопрос Госдумы, заявил, что частные золотодобывающие компании не нуждаются в национализации, но их регулирование необходимо. Для этого создана электронная система отслеживания деятельности таких компаний.

Заявление министра прозвучало на фоне скандала вокруг компании «Южуралзолото». 2 июля сотрудники правоохранительных органов провели обыски в офисах компании и в доме её владельца Константина Струкова (по состоянию на 13 апреля 2025 года он занимал 78-е место в списке богатейших людей России по версии Forbes с состоянием в 1,9 млрд долларов — «СП»).

Генеральная прокуратура подала иск с требованием национализировать «Южуралзолото», заявив, что руководители группы использовали свои должности в государственных органах для незаконного контроля над бизнесом.

В частности, прокуратура считает, что Струков «создал через процедуру банкротства ПАО «Группа компаний «Южноуралзолото», завладев активами ранее возглавляемой им компании «Южуралзолото»).

Вечером 5 июля стало известно о задержании на частном самолете Bombardier Струкова, занимавшего тогда пост заместителя председателя Законодательного собрания Челябинской области.

По расчетам главного редактора журнала «Золото и технологии» Михаила Лескова, к концу 2024 года добыча ЮГК выйдет на восьмое место среди всех российских компаний с объемом добычи 10,6 тонны, что составит 3,07% от общего объема добычи драгоценных металлов в стране.

Экономист Андрей Бунич в интервью СП подчеркнул, что в сложившейся ситуации государство может национализировать золотодобывающую отрасль.

— Но вопрос в том, имеет ли это экономический смысл. Ведь золотодобывающая отрасль во многом зависит от качества управления. Как чисто государственное предприятие может интегрироваться в эту отрасль и эффективно работать, пока неясно.

Если владельцы золотодобывающих компаний являются резидентами России и платят все налоги, а государство в результате получает стабильный доход, то национализация не имеет смысла.

А вот если иностранный собственник каким-то образом выводит прибыль бизнеса за пределы российской юрисдикции, это уже другой вопрос. Всё зависит от конкретного случая.

СП: В ходе национализации государство вынуждено было напрямую выплачивать зарплату работникам золотодобывающих предприятий. Сколько стоила национализация этих предприятий?

— Дело даже не в зарплатах, а в том, что государство не знает, каких результатов можно добиться в этой отрасли. Эта отрасль специфична, и частники знают её лучше по опыту. Государственная система может просто не обеспечить необходимую эффективность.

Кроме того, существует риск увеличения затрат, а результаты инвестиций сложно оценить. Частные владельцы берут на себя все риски.

Налоги собирать легко, поэтому государству практически не нужно беспокоиться о состоянии бизнеса.

Обратите внимание: Президент Путин против глубинного государства, навязанного Ельциным?.

Риски в добывающей отрасли всегда присутствуют.

Конкуренция в отрасли высокая, что стимулирует её развитие. Если одна компания начинает повышать цены и навязывать условия, всегда можно купить металлы у других продавцов.

СП: Что сейчас важно для страны с экономической точки зрения?

— В контексте диверсификации валютных резервов стабилизация добычи золота является ключевой задачей государства как важный способ увеличения резервов. Государству необходимо лишь прилагать усилия для поддержания стабильного предложения золота на внутреннем рынке, а также поддержания высоких цен и налоговых поступлений.

С точки зрения оптимального функционирования экономики, наилучшим вариантом является наличие нескольких хорошо развитых частных предприятий в каждой отрасли. Таким образом, государство сможет влиять на экспорт, регулировать рыночные цены и пополнять золотой запас.

Национализация отрасли — спорный вопрос. Поскольку мы не знаем истинного финансового положения всех компаний золотодобывающей отрасли, мы не можем исключать ни одну из её возможностей. Если произойдёт масштабный вывод средств из зарубежных компаний, и санкции не будут наложены на крупные активы, другого способа остановить отток средств, вероятно, не существует.

СП: Как нам следует работать с золотодобывающей отраслью?

— Стране следует покупать больше золота на внутреннем рынке, поскольку это хорошая защитная инвестиция.

Проблема экспорта золота сохраняется, Центральный банк России также продаёт золото, и эта торговля в настоящее время нерентабельна. Напротив, целесообразно увеличивать золотые резервы, поскольку цена на золото неуклонно растёт по отношению ко всем мировым валютам (а не только к доллару США.

Западные страны в значительной степени зависят от печатного станка, который движет экономикой с помощью пустых финансовых инструментов. «Большие американские деньги», предложенные президентом США Дональдом Трампом и увеличившие потолок госдолга на 5 триллионов долларов, — ещё одно доказательство того, что старая практика печатания денег всё ещё существует. Европейский центральный банк делает то же самое.

В связи с ростом необеспеченного долга цены на золото выросли более чем на 40 процентов с июля прошлого года, составив около 3300 долларов за тройскую унцию, однако в последние месяцы немного снизились.

Это говорит о том, что участники рынка существенно переоценили текущее состояние мировой экономики.

На этом фоне наши золотовалютные резервы также выросли, однако объем золотых резервов остался примерно на том же уровне.

Поэтому увеличение внутреннего спроса на золото (включая будущие доходы) идет на пользу стране.

СП: Можно ли эффективно контролировать золотодобывающие компании с помощью новых электронных систем?

— Например, предприниматели переводят деньги за границу не из-за технических проблем, а из-за мотивации. Если им интересно и они только думают об этом, они всё равно обойдут любую электронную систему.

Необходимо изменить экономические отношения таким образом, чтобы вывод тех же средств на офшорный счет был затратным с точки зрения налогообложения и при этом без вывода средств все работало бы нормально.

Это вопрос производственных отношений, вопрос механизмов стимулирования между отраслями и хозяйствующими субъектами, вопрос конкуренции, а не вопрос технологий.

С другой стороны, система отслеживания может потребоваться для получения более подробной информации о компаниях, которую правительство может получить слишком поздно.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Антон Силуанов считает, что добычу драгметаллов нельзя отдавать под контроль государства.