Мировая экономическая ситуация вновь создает предпосылки для роста цен на нефть. Санкционные ограничения ЕС привели к удорожанию морских перевозок российской нефти на некоторых маршрутах до 30%. Кроме того, инвесторы оценивают последствия новых импортных пошлин, введенных администрацией Дональда Трампа с 1 августа. Эти пошлины, достигающие 41%, затронули десятки стран, включая Канаду и Индию. Экономисты предупреждают, что подобные меры могут замедлить глобальный рост, повысив инфляцию и снизив спрос на нефтепродукты.
1. Цены на топливо в мире: от Кувейта до Монако
На фоне этих процессов розничные цены на топливо в разных странах демонстрируют огромный разброс. В России средняя стоимость литра АИ-95 составляет около 62 рублей, АИ-92 — 57 рублей, а дизельное топливо — 71 рубль. В США цена за литр бензина эквивалентна примерно 46 рублям. В Европе ситуация иная: цены традиционно выше. Например, в Люксембурге литр обойдется в 138 рублей, в Германии — 150–160 рублей, в Великобритании — 160–170, а во Франции — 170–180 рублей. Рекордсменами по стоимости являются Монако (214 руб./л) и Исландия (213 руб./л). При этом в Кувейте цена составляет всего 27 рублей, а в Венесуэле и вовсе 2,7 рубля за литр.
2. Российский парадокс: нефть дешевеет, бензин — нет
Несмотря на то что цена нефти марки Brent значительно снизилась со времен, когда она превышала 100 долларов за баррель, и сейчас колеблется около 70 долларов, российские автолюбители не ощущают удешевления топлива. Это давно стало привычной, но от этого не менее странной реальностью. В то время как в других странах розничные цены на бензин чутко следуют за нефтяными котировками, в России они демонстрируют устойчивую тенденцию к росту или, в лучшем случае, стагнации. Разгадка этого парадокса лежит в специфике отечественного ценообразования, где стоимость сырой нефти играет второстепенную роль.
3. Мнение эксперта: почему цена на нефть — не главное
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков поясняет фундаментальное отличие российского рынка от западного, особенно американского. В США действует либеральная модель: конечная цена бензина напрямую коррелирует с ценой на нефть. В России такой прямой связи практически нет.
Эксперт подтверждает, что мировые цены на нефть действительно снижались, особенно после марта 2025 года, когда были объявлены повышение экспортных пошлин и рост добычи странами ОПЕК+. Позже напряженность вокруг Ирана и Израиля вызвала краткосрочный рост, но в целом тренд в Европе был на снижение цен на топливо. В России же этого не произошло.
Причина проста: доля самой нефти в стоимости литра бензина на российской АЗС невелика. Около 80% цены формируют налоги, акцизы и сборы, идущие в государственный бюджет. Эти фискальные платежи не снижаются при падении цен на нефть, а чаще всего увеличиваются, что и толкает розничную стоимость вверх.
4. Топливный демпфер: стабилизатор, который не дает ценам упасть
Для сглаживания резких скачков цен в России существует специальный механизм — топливный демпфер. Его суть заключается в том, что государство компенсирует нефтяным компаниям разницу между более выгодной экспортной ценой и внутренней. Это делается для того, чтобы компаниям было экономически безразлично, продавать топливо за рубеж или внутри страны, что должно стабилизировать внутренний рынок.
Однако у медали есть обратная сторона. Когда мировые цены падают ниже внутренних, нефтяные компании, наоборот, обязаны выплачивать разницу государству. По сути, они платят за право продавать топливо в России по ценам, которые не снижаются. Такой прецедент уже был в 2022 году: нефть в Европе подешевела, а в России цены на бензин не упали, поскольку компании компенсировали разницу бюджету. Таким образом, демпфер эффективно исключает возможность снижения розничных цен, выполняя функцию стабилизатора, работающего только в сторону поддержания или роста стоимости.
5. Другие факторы давления на цену
Помимо демпфера, на постоянный рост цен влияет регулярное увеличение акцизов, которые напрямую включаются в стоимость каждого литра. Также свою лепту вносят общая инфляция, колебания курса рубля и другие макроэкономические факторы. Интересно, что укрепление рубля, вопреки ожиданиям, может негативно влиять на ценовую ситуацию. При сильном рубле внутренняя цена топлива в валютном выражении растет, что ухудшает финансовые показатели компаний и может подтолкнуть их к пересмотру цен для компенсации потерь.
6. Философия заправки: бензин как акт гражданского участия
Экономист Юрий Горохов, проживающий в Вене, предлагает взглянуть на вопрос под иным углом. По его мнению, цена на топливо в России — это не просто цифра на табло. В нее заложена значительная налоговая составляющая, которая финансирует бюджет, социальные программы, оборону и инфраструктуру. Таким образом, каждый, кто заправляет автомобиль, участвует в финансировании государства. Горохов проводит историческую параллель, напоминая, что в прошлом право голоса часто было связано с объемом уплачиваемых налогов. С этой точки зрения, покупка бензина становится актом гражданского участия и косвенным подтверждением легитимности государственного курса.
7. Итог: система, исключающая удешевление
Таким образом, истинными столпами ценообразования на бензин в России являются демпферный механизм, акцизы и налоги. Эта система надежно отсекает возможность снижения цен, превращая государственную «стабильность» на топливном рынке в синоним устойчивой дороговизны. А риторика о «гражданском участии» через заправку бака лишь подчеркивает иронию ситуации: потребитель не только платит за топливо, но и принимает на себя бремя системы, в которой рыночные законы спроса и предложения отменены в пользу неизменного фискального давления. Мы платим не только за литр бензина, но и за саму невозможность его удешевления.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».
Обратите внимание: Реальная стоимость картофеля при ручной копки в 2020 году..
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Стоимость топлива, которое мы покупаем на АЗС, зависит от многих факторов, и цена нефти — наименьший из них.