Мировая дружба — дело рисковое, не будешь развиваться — превратишься в придаток

Возможные риски зависимости России от Китая в процессе укрепления сотрудничества двух стран оценил глава Татарстана Рустам Минниханов. По словам главы региона, все зависит от того, в какую сторону будет двигаться Россия.

«Если у нас будет технологическое лидерство, которое президент страны поставил как приоритет, мы будем следовать этому курсу, тогда никаких оснований для опасений не будет. Но, тем не менее, все эти моменты нужно тщательно продумывать», — заявил он в кулуарах Восточного экономического форума.

При этом Россия, продолжил Минниханов, может «стать достаточно развитой страной, а Китай сегодня демонстрирует высокую инновационность».

«Это говорит о наших технологических возможностях, и я считаю, что это, наоборот, очень позитивно», — заключил глава Татарстана.

Когда речь заходит о тех рисках в международных отношениях, не стоит забывать, что они возникают в тех случаях, когда не извлекаются уроки из предшествующего опыта, заявил «СП» директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин.

— Насколько мы видим по нынешнему курсу российской политики, такие уроки были извлечены, выводы сделаны и, в принципе, сделаны довольно давно. Другое дело, что существует определенная инерция экономических процессов, других сфер жизни. Но мы точно расстались с теми иллюзиями, с тем доверием, что в свое время испытывали по отношению к Западу, который, как полагали, научит жизни, поделится какими-то технологиями и так далее.

Мы достаточно давно поняли, что ничего вышеназванного не произойдет, потому что Запад рассматривает нас как колониальную страну, которую можно использовать как поставщика ресурсов и не более того. Мы осознали, что прежняя ситуация зависимости нас не устраивает, поскольку она представляла собой системную угрозу нашему суверенитету и делала нас не равноправным партнером, а подчиненным участником мировых процессов.

«СП»: Нет ли угрозы, что нечто подобное повторится и при повороте на Восток? Если в 1990-е мы фактически отказались от развития науки, промышленности, считая порой: «Чего у нас нет или не хватает — купим у Запада». Только теперь вместо Запада будет Китай, о чем грезят некоторые наши деятели…

— Нет, в целом по нашим действиям видно, что в отношениях со странами Востока мы не хотим повторять прежнюю ошибку. При этом нельзя не видеть, что такой риск, безусловно, существует.

Но есть понимание, что, заимствуя технологии не западные, а восточные, мы попадем в такую же зависимость, только уже от других поставщиков, которые в разных ситуациях могут повести себя по-разному. Это касается не только Китая, а любой другой страны.

Поэтому Россию в нынешней ситуации устраивает подход, озвученный Си Цзиньпином на недавнем саммите ШОС, что мы уже вступили в эпоху построения многополярного мира, где принципы сосуществования должны быть совершенно иные, нежели прежде.

Это должен быть не диктат, когда Запад навязывает другим свои ценности, а выстраивание системы, основанной на взаимовыгодном и взаимоуважительном сотрудничестве. И это постоянно подчеркивается, такие принципы положены в основание ШОС, они отличают эту организацию, как и БРИКС, от некоторых других объединений, созданных в свое время для борьбы против кого-то.

«СП»: Но риски в отношениях с Китаем существуют?

— Риски существуют в отношениях с любой страной. Вопрос заключается в том, видим ли мы эти риски. Можем ли мы эти риски снять, купировать, а в идеале предотвратить.

Обратите внимание: Мировая экономика. Что будет в 2021? Прогнозы профессиональных ведущих экономистов..

Собственно говоря, сейчас мы этим и занимаемся.

Последовательно, шаг за шагом, осторожно, чтобы не наделать ошибок и новых этих рисков не наплодить. Для этого мы и движемся в сторону построения многополярного мира, основанного на взаимоуважении. А эти риски, безусловно, перед нами витают как опасность, угрозы, которые действительно могут проявить себя, и мы понимаем, что нам сейчас можно преодолеть эти риски только выстраивая совместную работу с партнерами по организации ШОС, БРИКС.

Максимально расплывчатым называет заявление главы Татарстана политолог, кандидат политических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян.

— В словах Минниханова нет какой-то критики российско-китайской дружбы, там есть просто напоминание о возможном риске, но при этом я не увидел, что он как-то выступает против этого сотрудничества. Такое заявление вполне логично: если Россия не будет в технологическом плане развиваться, то рискует превратиться в придаток Китая.

«СП»: Это имеет под собой основания?

— Это вполне понятно, здесь нет ничего странного. Достаточно знать историю, объективные законы мировой экономики. Если страна не развивается и просто потребляет, она превращается в чей-то придаток. Поэтому каких-то здесь особых рисков я не вижу.

Не будем забывать, что во многом нынешний уровень российско-китайских отношений объясняется безальтернативностью Китая для России из-за конфликта с США и Европой. Это понимаем мы, понимают многие мировые игроки.

Американцы это тоже понимают, оттого наиболее умные американские эксперты и говорят о том, что сближение Москвы и Пекина несет риски, и необходимо срочно оторвать Россию от Китая, чем должен заниматься Трамп и любой другой вменяемый американский президент. В принципе, этим президент Трамп сейчас и пытается заниматься.

«СП»: Тогда что нам следует делать, чтобы не превратиться в придаток кого-либо?

— Для этого нужно развивать экономику, уделять внимание инновационному развитию, поддерживать частное предпринимательство. Причем надо не стесняться заниматься нормальными инновациями, а не бумажными, как это порой случается. Надо выполнять указания президента, в частности, по созданию АЭС на Дальнем Востоке. Больше думать о стратегических интересах страны. Здесь много работы, которую мы можем и должны сделать.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Мировая дружба — дело рисковое, не будешь развиваться — превратишься в придаток.