Эксперт о ЖКХ: Конкуренция и прозрачность важнее формы собственности

Вопрос о полной национализации жилищно-коммунального хозяйства в России не стоит на повестке дня. Как отметил вице-премьер Марат Хуснуллин, в мировой практике нет примеров, где эта отрасль была бы полностью государственной или, наоборот, исключительно частной. Эта сфера по своей природе требует активного государственного регулирования, включая контроль тарифов, а также предполагает значительный объем социальной поддержки и дотаций. Поэтому, по мнению чиновника, ключевая задача сегодня — не менять форму собственности, а совершенствовать существующую систему, в том числе развивая механизмы концессий.

1. Идея нового ведомства и корень проблем

Ранее в ходе обсуждения проблем ЖКХ прозвучало предложение от главы фракции ЛДПР Леонида Слуцкого. Он высказался за создание отдельного государственного органа, который взял бы на себя технический учет жилья и стратегическое планирование в коммунальной сфере. По мнению депутата, это помогло бы решить накопившиеся проблемы: износ сетей, доставшийся еще с советских времен, и низкий профессиональный уровень многих управляющих компаний (УК). Новое ведомство могло бы выступить в роли основного заказчика услуг и строгого контролера их качества.

2. Мнение эксперта: главное — прозрачность и контроль

Никита Масленников, ведущий эксперт Центра политических технологий, считает, что центральная проблема отрасли — это отсутствие прозрачности. Речь идет как о формировании тарифов, так и о реальной деятельности управляющих компаний. Жители регулярно вносят платежи, например, за капитальный ремонт, но далеко не всегда видят соответствующий результат. При этом рост тарифов на коммунальные услуги в последнее время опережает даже уровень инфляции, но это не приводит к заметному улучшению их качества.

Эксперт подчеркивает, что эта комплексная проблема не решается простым переводом всей отрасли в государственную или частную собственность. Гораздо важнее создать прозрачные правила игры и наладить эффективный контроль.

3. Как распределить роли в ЖКХ?

По мнению Масленникова, необходимо четкое разделение функций между участниками рынка. К ключевым задачам государства следует отнести контроль качества услуг. Вопрос о создании для этого отдельного ведомства остается дискуссионным — эти функции могло бы сохранить и Министерство строительства, особенно с учетом активной цифровизации процессов.

Частные управляющие компании, в свою очередь, должны неукоснительно соблюдать установленные требования. Если они получают от государства какие-либо инвестиционные стимулы или льготы, то обязаны демонстрировать конкретные, измеримые результаты своей работы.

Особая роль отводится регионам. Именно на региональном уровне должно вестись планирование модернизации коммунальной инфраструктуры и реализация соответствующих проектов. Это особенно актуально в свете того, что государство ежегодно выделяет на эти цели значительные бюджетные кредиты. От того, насколько эффективно субъекты Федерации распорядятся этими средствами, зависит состояние сетей и создание новых мощностей, что напрямую влияет на качество услуг для конечных потребителей.

Обратите внимание: Борьба госудаственников с либералами за ФГУПы.

4. Почему полная национализация — не выход?

Перевод всего ЖКХ в государственную собственность, по мнению эксперта, лишен смысла. В этой сфере критически важны распределение ответственности и здоровая конкуренция. Без конкурентной среды управляющие компании получают возможность бесконтрольно повышать тарифы, не улучшая при этом качество своих услуг.

Необходимо создать для всех УК нормальные рыночные условия, что само по себе будет стимулировать развитие частного сектора в ЖКХ. Идеальная модель, по мнению Масленникова, — это максимально возможное присутствие частных компаний при сохранении за государством ключевых контролирующих функций. Государство должно предотвращать появление монополий, регулировать индексацию тарифов и следить за тем, чтобы инвестиционные льготы использовались строго по назначению.

Яркий пример непрозрачности — сборы на капитальный ремонт. Многие граждане не понимают, на что именно идут их деньги. Государство могло бы значительно улучшить ситуацию, внедрив современные цифровые инструменты информирования. На недавней стратегической сессии правительства как раз обсуждалось включение социально значимых услуг, в том числе жилищно-коммунальных, в единую цифровую платформу «ГосТех».

5. Преимущества конкурентной среды

Частные управляющие компании, работающие в условиях реальной конкуренции, вынуждены дорожить своей репутацией. Они понимают, что недовольные жильцы могут инициировать собрание и перейти к другому поставщику услуг. Хотя такая возможность формально существует и сейчас, на практике ею пользуются редко. В правильно выстроенной конкурентной среде правила должны быть четкими и понятными для всех, что само по себе дисциплинирует участников рынка.

Что касается государственного сектора, то в условиях бюджетных ограничений, которые, по прогнозам, сохранятся в ближайшие годы, ждать от него масштабных инвестиций в ЖКХ не приходится. Темпы роста вложений в отрасль, скорее всего, останутся на прежнем уровне. Поэтому поиск оптимального баланса между государственным регулированием и частной инициативой — это не идеологический выбор, а практическая необходимость для повышения качества жизни граждан.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Никита Масленников: Управляющие компании будут лучше работать в более конкурентной среде.