Госкорпорации как тормоз экономики: почему государственные монополии не развивают страну

Основная проблема, на мой взгляд, кроется в отсутствии последовательной государственной политики, направленной на развитие отечественной промышленности. Крупные государственные предприятия были фактически переданы в управление приближенным лицам, которые получили их как своеобразные вотчины. При этом за их деятельностью не было установлено должного контроля, а главное — им не были поставлены четкие стратегические цели, связанные с развитием национальной экономики. В результате эти структуры сосредоточились исключительно на максимизации прибыли для своих акционеров, игнорируя долгосрочные последствия для страны. Их истинной задачей должно быть не извлечение сверхдоходов, а создание условий для роста и конкурентоспособности российской экономики в целом.

Прямым следствием такой политики стало то, что базовые энергетические ресурсы внутри России зачастую оказываются дороже, чем у наших торговых партнеров и конкурентов. Это подрывает основу для любого промышленного производства.

1. Нефтегазовый сектор: дорогой бензин как нагрузка на экономику

Яркий пример — политика «Роснефти». Компания продает бензин на внутреннем рынке по ценам, которые превышают среднемировые. Поскольку транспортные расходы заложены в стоимость практически любого товара, это приводит к удорожанию всей продукции, производимой в России, снижая ее конкурентоспособность как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

2. Электроэнергия: парадокс внутренних и экспортных тарифов

Ситуация в электроэнергетике выглядит особенно контрастно. Так, поставки электроэнергии из Амурской области в Китай в прошлом году осуществлялись по цене около 2,9 рубля за киловатт-час. Для сравнения рассмотрим тарифы для населения Магаданской области.

https://www.kommersant.ru/doc/4604779

Тарифы на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах Магаданской области в домах, оборудованных газовыми плитами:

Одноставочный тариф на электроэнергию — 5.22 руб за 1 кВт.ч.
Тариф, дифференцированный по двум зонам суток:
— дневная зона (с 7 до 23 часов) — 6.00 руб за 1 кВт.ч;
— ночная зона (с 23 до 7 часов) — 4.18 руб за 1 кВт.ч.
Тариф, дифференцированный по трем зонам суток:
— пиковая зона (с 7 до 10 и с 17 до 21 часа) — 6.79 руб за 1 кВт.ч;
— полупиковая зона (с 10 до 17 и с 21 до 23 часов) — 5.22 руб за 1 кВт.ч;
— ночная зона (с 23 до 7 часов) — 4.18 руб за 1 кВт.ч.

https://energovopros.ru/spravochnik/elektrosnabzhenie/tarify-na-elektroenergiju/FA8D62C1-2134-B012-0B14-1451E1A2C4F7/51521/

Ситуация для бизнеса еще сложнее. В Магаданской области для юридических лиц тариф только в этом году вырос почти на 10%. Это происходит в рамках долгосрочной программы выравнивания энерготарифов на Дальнем Востоке со среднероссийским уровнем, которая действует с 2017 года и была продлена до 2028 года. Сейчас тариф для предприятий составляет 5 рублей 49 копеек за киловатт-час, а в ближайшие годы планируется его дальнейшее повышение.

https://vesma.today/news/post/22957-v-magadanskoy-oblasti-dlya-yurlits-povysyat

Возникает закономерный вопрос: о каком развитии конкурентоспособного промышленного производства в таких регионах может идти речь, если стоимость ключевого ресурса — электроэнергии — настолько высока?

3. Газ: дискриминация внутреннего потребителя

Аналогичная картина наблюдается и на газовом рынке. В то время как экспортные цены на европейских хабах (например, TTF в Нидерландах) в 2020 году колебались в районе $46–62 за тысячу кубометров, внутренние тарифы для российских предприятий оказывались сопоставимыми или даже более высокими.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/20/05/2020/5ec5157b9a794717c8b1c2fa

При курсе доллара около 75 рублей (апрель 2020 года) экспортная выручка составляла примерно 3450–4650 рублей за тысячу кубометров. При этом промышленные предприятия Урала платили от 4654 до 5114 рублей (с НДС, без учета транспортировки), а компании Приморского края — и вовсе от 6623 до 10602 рублей. Таким образом, государственная газовая монополия зарабатывает на собственных производителях, создавая для них искусственные барьеры и издержки.

Обратите внимание: Почему рынку новостроек в РФ угрожает «ипотечный пузырь».

4. Финансовый сектор: не кредитование, а «высасывание» средств

К сожалению, крупные государственные банки действуют по той же логике, что и сырьевые монополии. Вместо того чтобы быть проводниками доступного финансирования для реального сектора, они зачастую используют выделяемые Центробанком средства для финансовых спекуляций, а не для кредитования экономики. Это приводит к «высасыванию» средств из предприятий и населения, усугубляя экономический спад.

Для изменения ситуации необходимы радикальные меры. На законодательном уровне должны быть четко прописаны стратегические цели и задачи для всех госкорпораций и банков с госучастием, ключевая из которых — содействие развитию национальной экономики. За систематическое невыполнение этих задач руководство компаний должно нести строгую ответственность, вплоть до уголовной, поскольку их действия наносят ущерб государству в особо крупных размерах.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Почему госкорпорации не развивают страну?.