Шеринговая экономика: советские корни современных трендов

Феномен экономики совместного потребления, или шеринговой экономики (Sharing economy), активно набирающий популярность в наши дни, по сути, бросает вызов устоявшимся принципам общества потребления, где главными ценностями являются личное обогащение и владение вещами. Интересно, что многие современные инновационные сервисы, позиционируемые как нечто революционно новое, на самом деле имеют прямые аналоги в опыте Советского Союза, что заставляет задуматься о цикличности экономических и социальных моделей.

1. Сервисы онлайн-объявлений: цифровое перерождение досок объявлений

Современные онлайн-платформы для поиска работы (включая фриланс-биржи), продажи товаров, аренды и покупки жилья — это, по большому счету, технологичная реинкарнация давно известных форматов. Они являются цифровым продолжением досок объявлений, специализированных газет и вещевых рынков, которые успешно функционировали и в советскую эпоху, выполняя ту же функцию — соединение спроса и предложения.

2. Комиссионные магазины: предтеча современного second hand

Идея продления жизненного цикла вещей через их вторичную продажу актуальна во все времена. В СССР эту роль выполняли комиссионные магазины. Они были не просто точками сбыта подержанных или антикварных предметов, но и зачастую единственным местом, где можно было легально приобрести дефицитные импортные товары, что делало их особым социальным и экономическим явлением.

3. Пункты проката: классический шеринг по-советски

Зачем покупать то, чем пользуешься от случая к случаю? Этот логичный вопрос лежал в основе советской системы проката. Магазины и пункты проката выдавали населению на временное пользование самые разные предметы: от музыкальных инструментов, детских колясок и бытовой техники до палаток, спортивного инвентаря и даже транспортных средств. Ассортимент формировался с учётом сезона, местоположения и спроса. Выдача происходила по паспорту: гражданам с постоянной пропиской — часто без залога, с временной — с залогом, равным стоимости вещи. В поздние советские годы, на фоне дефицита, некоторые находчивые граждане превращали аренду в покупку, просто оставляя вещь себе и компенсируя её стоимость.

Любопытно, что современные западные бренды, такие как Ralph Lauren с сервисом проката одежды The Lauren Look, по сути, развивают ту же бизнес-модель, лишь добавляя к ней удобство онлайн-подписки, доставки и возможность последующего выкупа.

Яркой иллюстрацией распространённости проката в СССР является упоминание «прокатного "Москвича"» в культовой книге Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Каршеринг также не является изобретением XXI века. Уже в 1956 году в Москве работал пункт проката с парком в 80 автомобилей, а к 1962 году такие услуги были доступны в 40 городах страны. Основу парка составляли «Победа», «Москвич-407» и «ГАЗ-69». Однако, как описывал журналист Анатолий Гудимов, система была далека от совершенства: высокие тарифы, необходимость самостоятельного ремонта и злоупотребления как со стороны клиентов, так и со стороны прокатчиков привели к её упадку.

Сегодня рынок каршеринга переживает новый расцвет, но уже в ином формате. Его активно развивают сами автопроизводители (например, консорциум Daimler и BMW), а также набирает популярность модель «автомобиля по подписке». Аналитики полагают, что с распространением электромобилей продажа личных машин может уступить место предоставлению мобильности как комплексной услуги.

4. Потребительская кооперация: прообраз совместных закупок

Современные клубы совместных закупок (Consumer Buying Clubs) имеют прямого исторического предшественника — потребительскую кооперацию. В СССР, особенно после революции 1917 года и в годы НЭПа, потребительские общества, основанные на паевых взносах, играли огромную роль. Они создавали собственную торговую сеть, закупали товары, занимались заготовками сельхозпродукции и даже развивали производство. К 1966 году в системе потребкооперации, управляемой выборными органами, состояло 53 миллиона пайщиков, а её доля в розничном товарообороте страны превышала 30%.

5. Коммунальные квартиры и дома-коммуны: исторический коливинг

Современный тренд на коливинги — совместное проживание людей, не связанных родственными узами, — невольно вызывает ассоциации с советскими коммунальными квартирами. Они массово появились после революции в результате уплотнения и заселения конфискованных особняков. Позже, в попытке решить жилищный вопрос «с нуля», строились дома-коммуны с общими кухнями, столовыми и читальнями, где каждой семье полагалась отдельная комната. Хотя в 1930-х годах официальная политика сместилась в сторону укрепления семьи и критики «формализма» в обобществлении быта, наследие коммунального проживания осталось. Например, в Санкт-Петербурге до сих пор существуют десятки тысяч коммуналок.

P.S. Сегодня в логику шеринга пытаются встроить практически всё: от косметики и инструментов до высокотехнологичных сервисов для бизнеса. Однако важно понимать, что современная шеринг-экономика часто подразумевает не отказ от собственности как таковой, а делегирование ответственности коммерческому оператору, который владеет активами и сдаёт их в аренду. Интересен вопрос: что произойдёт, если собственниками и управляющими таких сервисов станут сами пользователи на кооперативных началах? Идеальное общество совместного потребления может внешне напоминать социалистические модели, но ключевое отличие — в добровольном характере делегирования полномочий не государству, а другим людям. Государству же, в свою очередь, придётся адаптироваться к более эффективным моделям взаимодействия, если оно хочет оставаться устойчивым.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Всё новое это хорошо забытое старое?.