Перепись-2030: цифровая трансформация статистики для нового Госплана

В 2030 году в России состоится очередная общероссийская перепись населения, проект которой уже обсуждался на правительственном уровне. Это событие станет частью национальной стратегии развития статистики.

1. Вызовы традиционного подхода

Возникает закономерный вопрос: не устарел ли сам формат обхода переписчиков в эпоху повсеместной цифровизации? Воспоминания о последней переписи, прошедшей до пандемии, вызывают скепсис. Опросы того времени показывали, что каждый пятый россиянин был готов просто не открывать дверь переписчику. Среди молодежи, мужчин и граждан с высоким доходом эта доля достигала 25%. Те же, кто был готов к диалогу, в большинстве (58%) предпочитали удаленный формат через портал «Госуслуги».

Такой настрой социологи объясняют растущим отчуждением между обществом и государственным аппаратом. Для сравнения, во время последней советской переписи 1989 года люди шли на контакт гораздо охотнее, чувствуя себя частью общего «мы». Сегодня, как отмечает социальный психолог Алексей Рощин, в общественном сознании произошло разделение на «своих» и «них» — чиновников, воспринимаемых как отдельная каста. В такой ситуации доверие к сбору персональных данных резко падает.

2. Цифра как решение проблемы доверия

Ожидается, что перепись 2030 года станет первой, которая будет проводиться преимущественно в цифровом формате. Это не означает полного отказа от визитов переписчиков, но их роль сведется к уточнению данных в исключительных случаях. Основной же массив информации планируется получать из Единого федерального реестра информации о народонаселении (ЕРН).

Интересно, что реестр уже сегодня содержит 33 параметра, предоставляемых 12 различными ведомствами, что в точности совпадает с количеством вопросов в прошлой бумажной переписи. Это не случайность, а прообраз будущей цифровой базы данных. Однако здесь возникает институциональный вопрос: оператором ЕРН является ФНС, подчиняющаяся Минфину, а Росстат, отвечающий за статистику, находится в ведении Минэкономразвития. Подобное разграничение полномочий может порождать межведомственные трения, способные повлиять на качество и оперативность данных.

3. Ведомственные противоречия и поиск объективности

Структурное положение Росстата также вызывает вопросы. Переход службы из прямого подчинения правительству в структуру Минэкономразвития, инициированный несколько лет назад, многими экспертами воспринимается как шаг, ставящий под угрозу объективность статистики. Непосредственное подчинение премьер-министру традиционно считается гарантией независимости от интересов отдельных министерств.

На этом фоне периодически появляющиеся новости о приостановке публикации Росстатом тех или иных чувствительных данных (о смертности, доходах населения) лишь подогревают сомнения общества. Сам Росстат в своих стратегических документах указывает на проблемы, включая кадровый дефицит и конкуренцию с негосударственными поставщиками статистики.

4. Линия премьера и амбициозные планы

Личное участие председателя правительства Михаила Мишустина в обсуждении стратегии развития статистики неслучайно. Будучи сторонником глубокой цифровизации и выходцем из ФНС, он может выступить ключевым арбитром и интегратором между ведомствами. Согласно планам, после возможного возвращения Росстата в прямое подчинение правительству и завершения цифровизации, служба должна превратиться в главного поставщика данных для системы государственного стратегического планирования.

Речь идет о создании современного аналога Госплана, адаптированного к цифровой эпохе. Технологии позволяют перейти от эпизодических переписей к непрерывному мониторингу социально-экономических процессов. Уже сегодня личные кабинеты на государственных цифровых платформах есть у более 100 миллионов россиян, что открывает возможности для оперативных выборочных опросов.

5. От сбора данных к реальному планированию

Ключевой вопрос, однако, заключается не в методах сбора, а в целях использования информации. Если в советское время данные переписи напрямую ложились в основу планов Госэкономплана, влияя на распределение ресурсов, то сегодня Минэкономразвития в основном занимается аналитикой и прогнозированием. Конкретное влияние данных переписи на принятие решений часто остается неочевидным для общества.

Стратегическая цель, обозначенная в документах, — изменить эту ситуацию. Цифровизация статистики рассматривается как основа для перехода к сетевой модели управления экономикой, о необходимости которой говорят многие эксперты, включая профессора Елену Ведуту. В такой модели данные в реальном времени позволяют осуществлять стратегическое планирование с максимальной эффективностью.

Таким образом, перепись 2030 года — это не просто очередной статистический снимок населения. Это важный шаг в построении современной системы управления, где точные и актуальные данные служат основой для планирования в интересах национального развития и благополучия граждан. Реальный расцвет Росстата и польза от его работы наступят тогда, когда собранная информация станет инструментом для экономики, работающей на благо большинства.

Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Перепись-2030 нужна для стратегического планирования — кибернетика в помощь.