Турн и Таксис: как аристократическая семья создала первую европейскую почту и построила бизнес-империю

1. Знание истории как основа успеха

История часто служит источником вдохновения для великих свершений. Именно так произошло с итальянской семьей Тассо (позже Таксис), которая, изучив принципы организации почтовой службы времен Римской империи, смогла создать крупнейшую почтовую сеть средневековой Европы. Их история — это не просто рассказ о доставке писем, а пример гениального предпринимательства, основанного на исторических знаниях и политической смекалке.

2. Истоки почтовой династии

Корни семьи Тассо уходят в аристократию Бергамо и Милана. Еще в конце XIII века, согласно преданиям, Амадео Тассо с 32 родственниками организовал курьерское сообщение между Миланом, Венецией и Римом. Хотя подробности той службы стерлись временем, известно, что ее работников называли «бергамасками», что стало синонимом слова «курьер», и они пользовались покровительством папского престола.

Этот ранний опыт, вероятно, и стал причиной того, что император Фридрих III в 1443 году доверил Руджеро де Тассо организовать первую императорскую конную почту из Вены и Инсбрука в итальянские города. Успех этого предприятия открыл дорогу для его родственника, Франческо де Тассо, вошедшего в историю под именем Франк фон Таксис.

3. Рождение системы: уроки Древнего Рима

Когда император Максимилиан I, один из самых деятельных правителей Европы, остро нуждался в надежной связи для управления разрозненными владениями Габсбургов, он снова обратился к семье Таксисов. Франк фон Таксис блестяще использовал знания о римской государственной почте «cursus publicus». Ключевым нововведением стала не скорость отдельного курьера, а система эстафетных станций (от латинского «statio posita», что и дало слово «почта»), где меняли лошадей и передавали почтовый мешок свежему курьеру.

Это позволило радикально сократить время доставки. Например, путь от Вены до Брюсселя стал занимать около 40 часов вместо прежних нескольких суток. Надежность и пунктуальность курьеров Таксисов, которые были хорошо вооружены и отбирались с особой тщательностью, быстро стали легендарными.

4. Бизнес-гений в мире конкурентов

Важно понимать, что Таксисы действовали в условиях жесткой конкуренции. В Европе уже существовали монастырская почта, службы рыцарских орденов (например, тамплиеров), «почта мясников» в Южной Германии, курьерские сети торговых союзов вроде Ганзы, университетские и городские почты, а также частные службы крупных банкирских домов (Фуггеров, Вельзеров).

Что же позволило Таксисам победить? Во-первых, системный подход и масштаб. Во-вторых, гениальный бизнес-ход: в 1495 году, споря с императором о размерах субсидий, Франк Таксис начал принимать и доставлять частную корреспонденцию. Это резко увеличило нагрузку на сеть и снизило себестоимость перевозки, превратив почту из казенной службы в прибыльный бизнес. Взамен императорских субсидий Таксисы получали земли и недвижимость для станций, становясь крупнейшими землевладельцами.

5. Расцвет империи Турн и Таксис

Со временем семья, добавив к своей фамилии «Турн» (от итальянского «делла Торре» — «башня»), достигла невероятных высот. Они стали имперскими князьями, а должность генерал-почтмейстера стала наследственной. Их почта (Kaiserliche Reichspost) к XVII веку представляла собой гигантскую сеть с 20 тысячами курьеров и сотнями маршрутов по всей Европе.

Бизнес-инновации Таксисов опережали время. Они первыми ввели подписку на газеты из разных городов, что стало золотой жилой в эпоху, когда новости были стратегическим ресурсом. Они же организовали безопасную пересылку денег, создав прообраз современного почтового перевода. Их почтамты в центрах городов были символами надежности и процветания.

6. Закат почтовой монополии и наследие

Однако успех стал причиной упадка. Национальные государства, набирая силу, стали создавать собственные почтовые службы, отбирая монополию у Турн и Таксис. Окончательный удар нанесла ликвидация Священной Римской империи в 1806 году. Но династия проявила политическую мудрость: на Венском конгрессе (1815) они добились права на компенсацию от государств, создающих свои почты.

Почта Турн и Таксис одной из первых в континентальной Европе внедрила революционные британские новшества: почтовые марки (с 1852 года) и оплату отправителем. Однако в 1867 году Пруссия, захватив Франкфурт-на-Майне, упразднила почту, выплатив семье 3 миллиона талеров компенсации. Так закончилась почти 400-летняя история почтовой империи, заложившей основы современной почтовой связи.

7. Наследие, которое живет до сих пор

История рода на этом не закончилась. Состояние Турн и Таксисов, по оценкам Forbes, превышает миллиард евро. Их замок в Регенсбурге с музеем впечатляет масштабами. Считается, что даже слова «такси» и «такс» (налог) восходят к системе расчета платы за перевозку, придуманной этой семьей. Их история — яркий пример того, как глубокое знание прошлого, предпринимательская хватка и умение выстраивать отношения с властью могут создать бизнес, переживающий века.

Связанные публикации:
Роуленд Хилл и его реформа почты
Как начиналась почта в России
Предшественники интернет-торговли
Фуггеры, богатейшая семья в истории
Тамплиеры, рыцари и банкиры

P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними

Александр Иванов

"Краткие эссе об истории экономики"

Еще больше историй в разделе: https://t.me/ivanovdirect

И в Facebook # экономическиеистории

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Бизнес аристократов или как появилась почта.