Планы по организации поставок нефти на восток через арктические моря переходят из стадии обсуждения в практическую плоскость. Северный морской путь (СМП) рассматривается как стратегическая альтернатива для переориентации российского экспорта энергоносителей на быстрорастущие рынки Азии.

Госкорпорация «Росатом», выступающая инфраструктурным оператором Севморпути, ведет переговоры с ведущими нефтяными компаниями — «Лукойлом» и «Газпром нефтью». Предмет обсуждения — организация транспортировки нефти с арктических месторождений в восточном направлении уже в ходе предстоящей летне-осенней навигации. Для этого планируется задействовать танкеры стандартного, а не усиленного ледового класса, но с обязательным сопровождением атомных ледоколов. О таких планах сообщил в Совете Федерации Сергей Чемко, руководитель проекта в проектного офиса по развитию Арктики «Росатома».
1. Экономика арктических поставок: объем решает все
Сергей Чемко пояснил логику переговоров: «Мы демонстрируем потенциал наших нефтяных компаний, в частности, «Лукойла» с Варандейского месторождения и «Газпром нефти» с Приразломного. Раньше нефть с этих объектов шла преимущественно на запад, но сейчас мы обсуждаем возможность перенаправить часть этих грузопотоков на восток. Речь идет именно о части, поскольку для безопасной работы в период навигации мы предлагаем схему с использованием обычных танкеров под гарантированным ледокольным сопровождением, так как собственного парка танкеров ледового класса у компаний пока недостаточно».
Как отмечает Никита Донцов, руководитель группы коммуникаций «Влияние», активное освоение Арктики и развитие СМП получили дополнительный импульс после корректировки государственной политики в регионе в 2023 году. В условиях сложной международной обстановки и недружественной позиции ряда западных стран, Россия фокусируется на самостоятельном развитии своих северных территорий и построении международного сотрудничества на собственных принципах. В этом контексте Северный морской путь становится критически важной транспортной артерией не только для снабжения удаленных регионов, но и для экспорта сырья на перспективные рынки Азии, где спрос на российские энергоносители остается стабильно высоким.
Эксперт фондового рынка БКС «Мир Инвестиции» Евгений Миронюк считает, что при текущих темпах развития инфраструктуры СМП такие поставки нефти станут реальностью в обозримой перспективе. Масштабные инвестиции в ледокольный флот и портовую инфраструктуру уже заложили основу для запуска дополнительных грузопотоков. Ключевым фактором рентабельности перевозок нефти с Варандея и Приразломного станут объемы и регулярность отгрузок. Увеличение добычи и продление навигационного периода могут сделать восточный маршрут через Арктику экономически привлекательным, хотя сроки окупаемости таких проектов, вероятно, будут длиннее, чем у традиционных.
Обратите внимание: Перспективы технологического развития России.
2. Арктическая альтернатива: СМП против Суэцкого канала
Финансовый аналитик «Финмира» Сергей Чеврычкин подтверждает, что в свете современных геополитических вызовов развитие Северного морского пути является безусловным национальным приоритетом. Задача стоит амбициозная — нарастить интенсивность грузоперевозок и судоходства. Сотрудничество крупных нефтяных и транспортных компаний в разработке нового маршрута выглядит многообещающим.
Если сравнивать СМП с главной мировой артерией — Суэцким каналом, — преимущество в расстоянии очевидно. Путь из Мурманска в порты Японии через Арктику составляет около 6000 морских миль, что почти в два раза короче маршрута через Суэц (свыше 12000 миль). Это сокращает время транзита с 37 до 18 суток. Однако серьезным ограничением остаются высокие требования к судам и логистике в сложных ледовых условиях, что напрямую влияет на стоимость проектов.
По мнению Сергея Чеврычкина, кардинальным решением могло бы стать обеспечение круглогодичной навигации и создание мощного ледокольного флота. Государство ставит цель увеличить грузооборот по СМП до 80 млн тонн к 2024 году (для сравнения, в 2021 году он составил 34,9 млн тонн). В рамках этой стратегии «Росатом» уже заключил ряд ключевых соглашений с такими гигантами, как «НОВАТЭК», «Роснефть», «Норильский никель» и «Северная звезда».
Поддержка проекта идет и на самом высоком уровне. Премьер-министр Михаил Мишустин в прошлом году поручил выделить из бюджета значительные средства: 118 млрд рублей до 2030 года на строительство двух новых атомных ледоколов и 25 млрд рублей на судно обеспечения. Дополнительно около 7 млрд рублей будет направлено на развитие портовой инфраструктуры («Бухта Север» и «Северная Звезда»).
Уже есть и первые успехи. В 2022 году Китай, ставший крупнейшим импортером российского СПГ, получил рекордные объемы газа с Южно-Тамбейского месторождения именно по Северному морскому пути. Поставки шли в порты Жичжао, Циндао и Циньчжоу.
В перспективе Россия может предложить миру конкурентоспособную транзитную альтернативу. Главные козыри СМП — это значительное сокращение расстояний, отсутствие платы за проход (в отличие от Суэцкого канала), очередей и рисков, связанных с пиратством. Однако для реализации этого потенциала предстоит решить серьезные задачи: смягчить риски, связанные с суровой и переменчивой ледовой обстановкой, и достроить необходимую инфраструктуру вдоль всего маршрута.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Перспективы транспортировки топлива в восточном направлении по северному морскому пути приобретают реальные очертания.