Перспективы транспортировки топлива на восток по Северному морскому пути начинают становиться реальными.
Государственная акционерная компания «Росатом» обсуждает с компаниями «Лукойл» и «Газпром нефть» транспортировку нефти на восток по Северному морскому пути (СМП) для летне-осенней навигации. Их предлагается осуществлять на танкерах неледового класса в сопровождении ледоколов. Об этом сообщил в Совете Федерации руководитель проекта проектного офиса по развитию Арктики «Росатома» Сергей Чемко.
1. Рентабельность зависит от объемов
«Здесь мы показываем потенциал наших нефтяных компаний: Лукойл, в первую очередь Варандейское месторождение, и Газпром нефть, Приразломное месторождение. Эти месторождения находятся за пределами акватории Северного морского пути, и ранее (грузы) также направлялись на запад, но сейчас у нас есть предварительные переговоры о направлении части этих грузопотоков на восток. Почему говорю частями - потому что есть методические указания (имеющиеся) на период навигации и использования танкеров - к сожалению у нас пока нет большого количества танкеров ледового класса, поэтому мы предлагаем нашим коллегам использование обычных танкеров с гарантированным безопасности, которые используют наши ледоколы в летне-осеннюю навигацию», — цитирует «Интерфакс» слова Сергея Чемко.
В феврале 2023 года президентом страны были внесены изменения в основы государственной политики России в Арктике до 2035 года, были скорректированы наши ориентиры работы в макрорегионе, напомнил «Эксперту» руководитель группы коммуникаций «Влияние» Никита Донцов. Сейчас Россия наиболее активно осваивает свои северные рубежи и предлагает строить международные отношения на наших принципах, а нашими партнерами по «Северному совету» являются западные страны, занявшие недружественную позицию по отношению к нашей стране.
Соответственно, если они не захотят с нами общаться и вести переговоры, мы будем действовать в своих интересах без оглядки на их позицию. Также, по мнению Никиты Донцова, преимущество использования вышеуказанного маршрута очевидно для переориентации экспорта энергоносителей на Восток и Азию, где спрос на российское сырье по-прежнему находится на высоком уровне. В условиях фактической блокады наших западных портов северный путь становится незаменимым для снабжения товарами центральной России и стран Северной Европы и вывоза нашей экспортной продукции.
В то же время, с учетом нынешних темпов развития инфраструктуры СМП, такие поставки нефти станут реальными в обозримом будущем, считает эксперт фондового рынка БКС «Мир Инвестиции» Евгений Миронюк. Он указал на заявление сенатора Константина Долгова о том, что «все существующие инвестпроекты на СМП полностью укомплектованы грузовым и вспомогательным флотом».
Такое положение вещей означает, что большие ресурсы, вложенные в строительство ледокольного флота и инфраструктуры Северного морского пути, позволят запустить дополнительные поставки с действующих и новых проектов, констатировал аналитик в комментарии «Эксперту». Рентабельность поставок с Варандея и Приразломного зависит от объема и регулярности отгрузок. А если удастся продлить период навигации и увеличить добычу на месторождениях, то поставки на восток по СМП станут рентабельными.
Обратите внимание: Перспективы технологического развития России.
Хотя срок окупаемости здесь может быть больше, чем у других нефтегазовых проектов, предположил Евгений Миронюк.2. Севморпуть vs Суэцкий канал
В свете последних геополитических событий развитие СМП является приоритетом для страны, подтвердил «Эксперту» финансовый аналитик рынка «Финмир» Сергей Чеврычкин. Необходимо увеличить интенсивность, увеличить грузоперевозки и судоходство.
Мы с оптимизмом смотрим на сотрудничество наших крупных нефтетранспортных компаний для разработки нового маршрута.
Если рассматривать Северный морской путь как конкурента Суэцкому каналу, то разница очень разительна. Расстояние от порта Мурманск до портов Японии по Северному морскому пути составляет примерно 6000 миль. Через Суэцкий канал – более 12 тысяч миль. Продолжительность транзита составляет 18 и 37 дней соответственно. Однако требования к оборудованию корабля являются недостатком маршрута и сказываются на финансах проекта.
Решением проблемы увеличения грузоперевозок, считает Сергей Чеврычкин, могло бы стать обеспечение круглогодичного движения по СМП и создание мощного ледокольного флота. На государственном уровне принято решение об увеличении грузовых перевозок до 80 млн тонн в 2024 году (в 2021 году было 34,9 млн тонн). В связи с этим в прошлом году ГК «Росатом» заключила соглашения по Северному морскому пути с «НОВАТЭКом», «Роснефтью», «Норильским никелем» и ООО «Северная звезда».
Премьер-министр Михаил Мишустин в прошлом году поручил выделить из бюджета до 2030 года 118 млрд рублей на строительство еще двух атомных ледоколов, а также 25 млрд рублей на судно обеспечения ядерных технологий. Еще около 7 млрд рублей будет направлено на строительство портов «Бухта Север» и «Северная Звезда».
Как отметил Сергей Чеврычкин, в 2022 году Китай стал крупнейшим импортером российского СПГ. По Северному морскому пути Россия доставила рекордные объемы с Южно-Тамбейского месторождения в порты китайских городов Жичжао, Циндао и Циньчжоу.
Остается надеяться, что в будущем Российская Федерация сможет предложить конкурентоспособные условия транзита и переориентировать часть потоков с Суэцкого канала на ВПУ. Основные преимущества СМП — короткие расстояния и отсутствие платы за проезд, очередей и пиратов. При этом стоит отметить риск СМП, который заключается в непредсказуемой ледовой обстановке и неразвитой инфраструктуре, заключил эксперт.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Перспективы транспортировки топлива в восточном направлении по северному морскому пути приобретают реальные очертания.