В Соединенных Штатах с появлением звукового кино в 1927 году музыка и танец надолго стали центром притяжения кинематографистов. Мюзиклы с их поющими и танцующими звездами стали занимать умы многих поклонников. Однако все больше конкурентов появлялось в развлекательных и музыкальных фильмах, отражающих суровые будни реальных американцев, живущих в условиях массовой безработицы и безденежья.
Вместе с экономическим кризисом пришли фильмы, отражающие проблемы рабочего класса. Несмотря на ограничения, принятые вместе с производственным кодексом, 30-е годы стали известны обилием фильмов, где в центре внимания были судьбы «маленького человека» и отображение жестокой действительности. Известными примерами являются фильмы «Новые времена» (Чарли Чаплин) и «Гроздья гнева» (Джон Форд).
Если немое кино было известно в основном комедиями, то в 1930-е годы комедийные сюжеты уступили место сюжетам с большей драматургией. Фильмы ужасов сильно выросли. Именно тогда были сняты первые «Дракула» (1931), «Франкенштейн» (1931) и «Кинг-Конг» (1933), которые до сих пор занимают место на больших экранах.
Развитие организованной преступности в стране нашло отражение во многих гангстерских и полицейских фильмах (например, оригинальный фильм «Лицо со шрамом» по мотивам Аль Капоне был снят в 1932 году Говардом Хоуксом).
Уже сложившаяся традиция киностудий снимать большие проекты продолжалась и во время Великой депрессии — киностудии продолжали выпускать высокобюджетные фильмы. Например, некоторые из самых известных фильмов той эпохи - это крупномасштабные цветные постановки, такие как «Унесенные ветром» (1939) (бюджет 3,9 миллиона долларов) и «Волшебник страны Оз» (1939) (бюджет 2,7 миллиона долларов), снятые MGM.
Европейские страны по-своему пережили кризис. Им пришлось столкнуться не только с трудностями экономической ситуации в мире, но и догнать США, которые с появлением звукового кино опередили всех.
Однако самым большим ударом по кинематографу стало то, что начавшие формироваться крупные кинокомпании, которые в будущем могли составить серьезную конкуренцию американским продюсерам, были вынуждены отказаться от своей деятельности. Так во Франции разорялись крупные компании «Пате» и «Гомон», производством фильмов занимались мелкие и крайне неустойчивые компании. Это негативно сказалось на финансовых показателях кинотеатра, но положительно сказалось на самих фильмах.
Без гегемонии крупных компаний и вложения больших денег у французских кинематографистов было больше творческой свободы. Именно тогда ярко проявилось стремление к реалистическому кино, свойственное сегодняшней Европе.
Французское кино в эти годы добилось значительных художественных успехов, создавая фильмы, наполненные психологической и бытовой правдоподобностью. Кино в основном обращалось к проблемам простых людей, поэтому Рене Клер в фильме «Свободу нам!» (1932) сатирически изображает эксплуатацию рабочих, а Жан Ренуар «Великая иллюзия» (1937) рассказывает историю пленных офицеров во время Первой мировой войны.
Наметившийся в то время путь развития кинематографа во многом определил положение французского кинематографа в последующие годы.
В Италии и Германии, захваченных идеологией фашизма, и в Советском Союзе, захваченном идеей коммунизма, кино жестко контролировалось цензурой.
В странах вводились протекционистские меры, ограничивавшие отечественный кинематограф от засилья американского, так называемого «капиталистического» кинематографа. Но если кино в Италии оставалось в большей степени самостоятельной сферой производства, то кинопроизводство в Германии и Советском Союзе осуществлялось исключительно государственными студиями и строго контролировалось.
К этому времени власть уже осознала, что кинематограф может не только обслуживать гедонистические и познавательные мотивы, но и способен конструировать ценности и мировоззрение зрителей. Следовательно, кинематограф этих стран ориентировался на выпуск идеологических, пропагандистских фильмов, уравновешивая их разнообразными развлекательно-бытовыми сюжетами. Фильмы, снятые в этот период, вошли в историю лишь как исторический документ, и немногие из фильмов, снятых в эти годы, ценятся в творческом смысле.
До 1933 года, когда в Германии была установлена фашистская диктатура, немецкие режиссеры сняли немало ценимых в творческом отношении фильмов, которые считаются пророчеством грядущих ужасов фашизма и войны. Самые известные произведения Фрица Ланга «Метрополис» (1926) и «М» (1931).
Когда мы говорили о первых годах кино, мы упомянули, что всего за 1-2 года кинематограф распространился по всему миру.
Обратите внимание: Как тормоз стал кризисом: об крепостном праве в России нестандартно.
С 1896 года кинематограф активно развивается практически во всех странах мира. Чем больше и богаче страны, тем быстрее и шире распространяется кино. Его не только экспортировали и показывали публике, но и, как в Европе и Америке, снимали и распространяли собственную кинопродукцию.Такие национальные киношколы сложились и достигли неплохих результатов и в странах Азии, и в Индии, и в арабских странах. Однако мы не стали рассматривать историю их развития по ряду причин.
Во-первых, производимая ими продукция распространялась исключительно в своей стране и на территории ближайших областей, поскольку у национальных школ не было каналов сбыта.
Во-вторых, долгое время кино за пределами США и Европы оставалось второстепенным и догоняющим как с технической, так и с творческой стороны.
В-третьих, кинопроизводство до 1930-х годов оставалось либо кустарным, либо высококонкурентным со стороны небольших компаний. В 1930-е годы во всех странах, где было значительное кинопроизводство, появились крупные киностудии, стабильные киносети и кинозвезды. Кино становится значимой частью не только культуры и экономики.
Только в 1930-х годах в таких странах, как Япония, Китай, Индия, Австралия, Дания, Швеция и других, кинематограф приобрел достаточную силу, чтобы снимать фильмы, имеющие ценность для мировой истории кино. Но начавшееся интенсивное развитие национальных киношкол было вновь замедлено экономическим кризисом и последовавшими за ним военными действиями.
Кино во время мирового экономического кризиса уже стало значимым явлением во всем мире. В большинстве стран мира развито собственное кинопроизводство. Кинематографисты, снимавшие фильмы, ориентировались на отечественного зрителя, даже Франция отошла от идеи активного экспорта кинопродукции, приняв капитуляцию перед натиском Голливуда. Страны пошли по пути отмежевания от американского производства, введения различных квот и одновременно поддержки отечественного кинопроизводства. Кроме того, распространявшееся в этот период звуковое кино диктовало представление о малой универсальности киновосприятия.
Лишь США остались верны идее массового распространения кинопродукции, где она к этому времени уже добилась огромных успехов.
Единственной страной, которая быстро осознала бесперспективность искусственного ограничения импорта голливудской продукции и слабость изолированной национальной киноиндустрии, была Великобритания.
Когда немое кино сменилось звуковым, Великобритания осталась в плюсе — распространенный английский язык не предвещал проблем с развитием и распространением собственной кинопродукции, к тому же экономический кризис не коснулся страны.
Однако к концу 1930-х годов стало ясно, что Британии очень сложно и дорого конкурировать с Голливудом. Даже внутренний рынок поддался натиску американской продукции. И в этот момент Великобритания сделала шаг, который, как оказалось, был самым правильным в будущем. Вместо более жестких квот, ограничивающих импорт и распространение иностранных кассет, Великобритания начинает тесно сотрудничать. С тех пор стало возможным снимать совместные англо-американские фильмы. Таким образом, Британия не только сохранила высокий уровень своего кинопроизводства, но и стала значительной частью самого Голливуда. Тесные связи королевства с фабрикой грез породили таких мировых звезд, как Альфред Хичкок, Вивьен Ли (сыгравшая в голливудском «Унесенных ветром»), Лоуренс Оливье и других.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Вместе с экономическим кризисом на экраны кинотеатров пришли картины отражающие проблемы рабочего класса.