Крупный пожар на складе Wildberies в Ленинградской области в январе, нанесший ущерб в 10-11 миллиардов рублей, наглядно продемонстрировал гигантские масштабы, которые приобрели маркетплейсы в России. Этот инцидент стал символом бурного роста сектора, который, по прогнозам, будет продолжаться и в ближайшие годы.
1. Рост онлайн-торговли на фоне упадка традиционной розницы
Эксперты прогнозируют, что в 2024 году более четверти всего розничного товарооборота в России переместится в онлайн-пространство. По предварительным оценкам Data Insight, объем электронной коммерции в 2023 году достиг 7,9 трлн рублей, что составляет 19% всего рынка и демонстрирует рост на 38%. Однако этот прогресс во многом достигается не за счет создания нового спроса, а путем замещения традиционных каналов продаж. Основной рост по-прежнему сконцентрирован в крупных городах и их агломерациях, в то время как жители провинции не ощущают существенного улучшения доступности товаров.
Аскар Рахимбердиев, сооснователь сервиса «МойСклад», отмечает, что хотя темпы роста онлайн-продаж немного замедлились, тенденция остается положительной. За 11 месяцев 2023 года выручка онлайн-продавцов выросла на 30%, причем основным драйвером стали маркетплейсы с ростом на 27%, в то время как интернет-магазины показали более скромный прирост в 8%. Ожидается, что рост сектора продолжится еще около пяти лет, хотя и с постепенным снижением динамики.
2. Трансформация торговых центров и вызовы для офлайн-ритейла
Параллельно с расцветом электронной коммерции традиционная розница переживает не лучшие времена. Торговые центры по всей стране закрываются или становятся нерентабельными на фоне падения покупательной способности населения. Потребители все чаще ищут товары с минимальной наценкой, ориентируясь на цены производителей и зарубежные площадки.
Елена Бодрова, вице-президент Российской Гильдии Управляющих и Девелоперов, указывает на законодательный парадокс: пустующие торговые центры, обладающие выгодным географическим расположением, нельзя использовать под промышленные или логистические нужды, например, под сортировочные центры. Это приводит к тому, что обширные площади простаивают, в то время как ощущается острая нехватка складских и производственных помещений. Выходом видится преобразование торговых центров в пункты выдачи заказов или логистические хабы, что уже происходит стихийно.
3. Логистика как главное препятствие для роста
Несмотря на оптимистичные цифры, около 25% потенциала российской интернет-торговли может быть не реализовано из-за системных логистических проблем. Если в других странах сложности с доставкой носят точечный характер (например, на отдаленные территории вроде Аляски), то в России «зона сложной логистики» начинается уже в 50 километрах от крупных городов.
Жители отдаленных населенных пунктов, даже с хорошей транспортной доступностью, сталкиваются с крайне ограниченным ассортиментом товаров на маркетплейсах или полным отсутствием доставки. Как отмечает Сергей, житель Ярославской области, для его села с населением 2000 человек ближайшие пункты выдачи заказов находятся в 50-80 км. Для маркетплейсов доставка в такие локации часто является экономически невыгодной, особенно на фоне роста цен на дизельное топливо и хронической нехватки водителей грузовиков.
4. Поиск решений и системные ограничения
Крупные игроки пытаются найти выход из ситуации. Ozon развивает франчайзинговую сеть в малых городах, Wildberries строит распределительные центры в регионах, а Avito экспериментирует с почтовыми автоматами в магазинах розничных сетей. Однако эти меры носят точечный характер и не решают проблему системно.
Ключевыми системными ограничениями являются:
- Неэффективность железнодорожных перевозок: РЖД, обладая монопольным положением, устанавливает высокие тарифы, что вынуждает перевозчиков использовать менее эффективный автомобильный транспорт, перегружая дороги.
- Высокие цены на дизельное топливо: Несмотря на то что Россия производит дизеля вдвое больше внутренних потребностей, его цена остается запредельно высокой, что бьет по всей логистической цепочке.
- Отсутствие доступного коммерческого транспорта: Отечественные аналоги, такие как «Газель NEXT», имеют высокую стоимость (от 3,5 млн рублей) и дороги в обслуживании из-за зависимости от импортных комплектующих.
Проблемы с защитой данных, мошенничество и риски государственного регулирования меркнут на фоне этой фундаментальной логистической проблемы. Ее решение требует комплексного подхода и затрагивает интересы не только электронной коммерции, но и всей экономики страны.
Обратите внимание: 5 причин подключить свой бизнес к интернет-эквайрингу.
Фотогалерея
Пожар на складе Wildberry в Санкт-Петербурге: обрушение 40 тысяч квадратных метров
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Интернет-торговля в РФ упёрлась в логистические проблемы.