Интернет-торговля в РФ упёрлась в логистические проблемы

Пожар на огромном складе Wildberry в Ленинградской области, возникший 13 января, нанес ущерб в 10-11 миллиардов рублей, что свидетельствует об огромном обороте маркетплейсов в России. И в ближайшие годы онлайн-платформа будет только расти.

В России будет расти онлайн-торговля – по оценкам экспертов, более 25% розничной торговли в нашей стране в 2024 году перейдет в онлайн, есть и более смелые оценки. Правда, значительная часть этого прогресса будет достигнута за счет замены традиционных каналов продаж, то есть традиционных магазинов. А основными точками роста по-прежнему будут оставаться крупные города и их ближайшее окружение. В то время как в провинциях существенных улучшений в снабжении товарами не ожидается.

19% всего российского розничного рынка или около 7,9 трлн рублей, рост на 38% — таковы предварительные оценки электронной коммерции в РФ на 2023 год от Data Insight. Однако не все столь оптимистичны, назывались и более скромные цифры.

«Электронная коммерция в этом году продолжила расти, темпы немного замедлились, но тенденция сохраняется. По оценкам аналитиков МоегоСклада, онлайн-продавцы увеличили выручку на 30% за 11 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Декабрь, скорее всего, еще немного увеличит эту цифру, поскольку на него традиционно приходится основной пик продаж. Движущей силой роста по-прежнему остаются маркетплейсы, которые увеличили оборот на 27%. Интернет-магазины выросли на 8%.

Я согласен с большинством аналитиков, которые предсказывают, что рост электронной коммерции продолжится еще около пяти лет, хотя темпы и дальше будут снижаться, что мы и наблюдаем второй год подряд. При этом рост новых малых и средних предприятий в 2023 году бьет рекорды. Аналитики называют 70-процентный рост количества новых розничных компаний за 9 месяцев уходящего года по сравнению с прошлым, говорит сооснователь сервиса "МойСклад" Аскар Рахимбердиев.

Однако 30% или даже чуть больше — отличный результат. И даже если рост в 2024 году составит всего 25%, то тоже будет чем похвастаться.

Особенно если закрыть глаза на очевидные проблемы российской торговли вообще и ее электронной составляющей в частности. Но если его не закрыть, ситуация уже не будет казаться такой радужной и оптимистичной. 25% интернет-торговли России могут не работать.

Торговые центры закрываются по всей стране, а кое-где их уже начали сносить – в сегодняшних условиях они нерентабельны. «Тучные годы» остались позади, покупательная способность населения стремительно падает, и все ищут товары с минимальными наценками.

Основываясь в том числе на отпускных ценах производителей и на том же "Алиэкспрессе". Никто больше не хочет платить слишком много. Да и не может.

«Серьезной проблемой является то, что сегодня по закону на территории торговых центров не могут располагаться промышленные предприятия даже низкого класса опасности – например, швейное производство, сортировочные центры. В то же время существует большая необходимость Многие торговые центры расположены практически географически и логистически, но остаются бездействующими, несмотря на очевидную нехватку помещений для промышленных предприятий в регионах, говорит Елена Бодрова, вице-президент Российской Гильдии Управляющих и Девелоперов.

В переводе на русский: торговые центры вообще больше не нужны, их надо превратить в фабрики или склады. В противном случае они облажались. Текущие предложения направлены в Минразвития.

То есть вместо них будут пункты самовывоза интернет-магазинов и прочих «маркетплейсов». Который на самом деле уже существует. Потребительская аудитория ушла в онлайн, магазины пустуют и продолжают терять аудиторию.

С одной стороны, мы можем порадоваться за интернет-торговцев. С другой стороны, он не стал намного практичнее. Если какие-то запчасти для обслуживания автомобиля выгоднее и удобнее купить онлайн, нужно попробовать, например, обувь. И совсем не факт, что даже пятая или десятая пара подойдет вашей ноге и понравится. Должны быть всякие разные магазины – и «живые», и в Рунете. Между тем, у онлайн-шоппинга есть преимущество как раз из-за низкой стоимости – им не придется платить непомерную арендную плату.

Ситуация может кардинально измениться после того, как на рынке недвижимости произойдет существенная коррекция цен. Это неизбежно и должно привести к дальнейшему падению цен на аренду. Что, безусловно, повлияет на темпы роста онлайн-покупок. Другими словами, конкурентоспособность физических магазинов повысится!

Еще одна угроза экономическому росту – логистические проблемы. Встречаются они и в других странах, но сфера применения несколько иная.

Обратите внимание: 5 причин подключить свой бизнес к интернет-эквайрингу.

Например, опытные пользователи eBay знают, что даже при доставке в пределах США существуют ограничения — многие товары не доставляются на Аляску и Гавайи. Долго и непрактично. А в России эти «Гавайи» начинаются уже за 50 км от МКАД или границы другого крупного города…

«В высокогорье у нас нет лесных ягод, есть только Озон. Правда, толку от него мало — ассортимент доступных товаров очень ограничен. В общем, сюда они нам почти ничего не принесут. Говорят, есть "Проблемы с доставкой, а то никаких улучшений и не предвидится. Мы, покупатели, можем подождать и дольше - лишь бы товар доставили. Но что-то здесь пока приглушено, выбор не расширяется", - говорит житель Ярославской области Сергей.

Село большое, около 2000 человек – почти райцентр. Пересечение дорог на Переславль-Залесский и Сергиев Посад в одну сторону и на Углич в другую. Это означает отличную транспортную доступность. Единственная заправка во всем районе, единственный рынок. В общем, местный «географический центр». Но товары туда не доставляются; Альтернативно есть пункты доставки в Переславле (50 км) или Посаде (80 км). Углич — не вариант; и они туда ничего не доставят.

И так – по всей стране, и чем больше расстояние, тем меньше выбор товаров. Маркетплейсы отмечают проблемы с логистикой и подчеркивают, что доставлять покупки в отдаленные места просто невыгодно.

Особенно с учетом произошедшего осенью роста цен на дизельное топливо и постоянно увеличивающейся нехватки водителей. Ведь всем нужно все больше и больше грузовиков. Не только торговля, но и все вообще; альтернативы грузовым перевозкам в целом уже нет.

Прошлым летом Ozon объявил о поддержке своих франчайзи из небольших городов; Wildberry строит новые склады по всей стране, в том числе во Владимирской области и не только. Все это, конечно, хорошо, но проблему логистики не решает.

Авито пытается решить проблему с помощью почтовых автоматов, установленных в магазинах X5 Group. Покупки с торговой площадки доставляются туда вместе с машинами, которые привозят продукцию. Они также собирают посылки, заложенные продавцами. Вроде интересное решение, но оно подходит не для всех видов товаров. И система по-прежнему работает очень плохо; отзывы о работе найти несложно, и они ужасают.

Есть, конечно, «Почта России», имеющая целых 40 тысяч отделений по всей стране, но по понятным причинам никто не хочет связываться с этой структурой.

Проблемы с защитой персональных данных, все виды мошенничества, а также опасности со стороны государственного регулирования (того самого налога с продаж в пользу «Почты России», который они продолжают лоббировать) меркнут на фоне логистики. Эту проблему на российских просторах необходимо решать комплексно, в интересах не только интернет-шопинга, но и всей экономики.

Никто не хочет связываться с железными дорогами - РЖД де-факто ни за что не отвечает, устанавливает непомерные тарифы и вообще является государством в государстве. Поэтому все магистрали просто забиты грузовиками, хотя дороги можно было бы значительно облегчить. И высвобождает множество грузовых автомобилей, которые так востребованы для перевозки. Да и вообще чугун быстрее и безопаснее. В теории. Как это будет реализовано на практике, неясно.

РФ производит в два раза больше дизеля, чем потребляет страна, но цены запредельно высоки – оно дороже 95-го бензина. Но власти почему-то этому рады, хотя впереди посевная и урожай 2024 года уже по этой причине под вопросом. Страдают и все остальные отрасли, электронная коммерция не является исключением.

И, наконец, в стране нет доступных и экономичных отечественных легковых автомобилей, способных решить проблему «малой логистики». «Газель NEXT» с китайским дизелем Foton стоит от 3,5 млн рублей, а ее эксплуатация крайне дорогая – в целом отечественных запчастей используется менее 30%. Они даже не собираются налаживать производство автокомпонентов, так что тут тихо как в танке - народной машиной это тоже не будет.

Фотогалерея 10 Пожар на складе Wildberry в Санкт-Петербурге: обрушение 40 тысяч квадратных метров

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Интернет-торговля в РФ упёрлась в логистические проблемы.