1. Новые ограничения и тарифы Литвы
В 2024 году Литва предприняла новые шаги по ограничению российских грузоперевозок в Калининградскую область и обратно. Власти страны не только сократили квоту на транзит по железной дороге на 20%, но и резко, почти на 60%, повысили соответствующие транспортные сборы. Как отметил губернатор региона Антон Алиханов, такие действия носят незаконный характер и создают угрозу коллапса логистики. При этом Вильнюс, ограничивая объемы, стремится компенсировать потенциальные потери за счет роста тарифов, что в итоге вынуждает Россию платить больше за меньшие объемы перевозок.
2. Политический контекст и ответные меры
Алиханов связал эти шаги с общей внешнеполитической линией Литвы, в частности, с её позицией по тайваньскому вопросу, которая уже привела к сокращению китайского транзита через литовскую территорию. Губернатор подчеркнул абсурдность ситуации, при которой Литва, сама нанося ущерб своей транспортной инфраструктуре, продолжает ужесточать условия для России. Существуют опасения, что в будущем ограничения могут стать еще более жесткими, вплоть до полной остановки транзита, несмотря на очевидные экономические потери для самой Литвы, чьи железные дороги и так простаивают.
3. Поиск альтернатив: курс на морские перевозки
В сложившихся условиях для Калининградской области становится критически важным достижение транспортной независимости от недружественных стран. Поскольку сухопутный маршрут через Польшу также закрыт (с лета 2023 года действует запрет на грузовики из России и Белоруссии), основная надежда возлагается на морское сообщение. Развитие паромного сообщения между Калининградом и портами Ленинградской области (Усть-Луга, Бронка, Санкт-Петербург) рассматривается как стратегический путь к суверенитету в логистике.
Антон Алиханов заявил о необходимости наращивать морские мощности до уровня, который позволит полностью игнорировать ограничения со стороны Литвы. По его словам, у России уже есть достаточный флот для перевода всех критически важных грузов на морской транспорт. Кроме того, калининградские компании начали самостоятельно закупать грузовые суда.
4. Текущие возможности и будущие проекты
На сегодняшний день перевозки осуществляют около 25 судов, включая железнодорожные паромы, сухогрузы и танкеры. Однако, как сообщалось в конце 2023 года, спрос на паромные перевозки все еще вдвое превышает доступные мощности, что вынуждает отдавать приоритет самым важным грузам.
Для решения проблемы на федеральном уровне запущена программа строительства новых паромов. Контракт с судостроительным комплексом «Звезда» предполагает сдачу нового судна к 2028 году. Также есть потенциал для более раннего пополнения флота за счет паромов «Александр Деев» и «Василий Ощепков», достраиваемых на Амурском судостроительном заводе, вопрос передачи которых Калининградской области находится в стадии решения.
5. Экспертная оценка: затраты и перспективы
Эксперты признают, что полный отказ от железнодорожного транзита через Литву будет экономически затратным, так как морские перевозки дороже. Андрей Голубчик, профессор Всероссийской академии внешней торговли, считает, что существующего флота «в принципе» хватит для обеспечения региона, но это вопрос стоимости. Тем не менее, в текущей ситуации альтернативы нет, и обходной морской путь, занимающий менее недели, позволяет сохранить статус-кво.
Другие эксперты, как, например, доктор экономических наук Николай Меевич, видят в дополнительных расходах оправданную цену за обретение независимости. Он отмечает, что Литва, отказываясь от сотрудничества, в первую очередь наказывает саму себя, лишаясь доходов от содержания железных дорог. Полная блокада Калининграда маловероятна, так как была бы расценена как военный инцидент, но политика постепенного удушения транзита будет продолжаться.
Таким образом, стратегическим ответом России на действия Литвы должно стать ускоренное развитие собственных морских логистических мощностей. Это позволит не только обеспечить безопасность снабжения Калининградской области, но и лишить Вильнюс одного из рычагов экономического давления, что в конечном итоге обратится против самой Литвы.
Обратите внимание: Как я хотел стать капиталистом и что из этого получилось. Что не так?.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Вильнюс в очередной раз усложнил провоз грузов в Калининград, но, в конечном итоге, пострадает от этого сам.