В 2024 году Литва снизила квоту на перевозки российских грузов по железной дороге в пределах своей территории в Калининградскую область и из нее на 20%, но при этом увеличила транспортные сборы почти на 60%. Об этом в феврале напомнил губернатор региона Антон Алиханов.
«Поэтому они сокращают наши грузоперевозки, что в принципе совершенно незаконно, но они не хотят терять деньги на повышении тарифов на железнодорожные перевозки. Это действительно имеет характер коллапса.
Это связано также с самой «прогрессивной» политикой в тайваньском вопросе, в ответ на которую Китай сократил объемы трафика, проходящего через территорию Литвы. Главное – не сократить железнодорожный персонал на 100%. Иначе как можно было бы доставить припасы? ! - написал в своем Telegram-канале глава Калининградской области Алиханов.
Литва с 1 января 2024 года увеличила стоимость перевозки контейнерных грузов из России и Белоруссии на всю территорию на 46-62%. После этого стоимость перевозки одного контейнера увеличилась примерно на 20 тысяч рублей. Получается, что Россия может перевезти меньше грузов, но платить придется больше. И мало кто может гарантировать, что завтра Литва не решится на дальнейшее повышение тарифов на транспорт или вовсе их отмену. Даже если это означает огромные потери для самой страны, железные дороги которой уже бездействуют.
Единственным выходом из этой ситуации может стать достижение полной независимости от Литвы в отношении коммуникаций с Калининградом. А так как по суше этот регион, кроме Литвы, сообщается только с Польшей, которую нельзя назвать дружественной (например, с 1 июня 2023 года в Варшаве запрещены грузовые автомобили, зарегистрированные в России и Белоруссии, и другие крупные транспортные средства), море осталось. Необходимо развивать паромное сообщение между Калининградом и Ленинградской областью.
В конце прошлого года Алиханов заявил: "Нам необходимо добиться такой пропускной способности морского транспорта, чтобы не пришлось полагаться на ограничения", добавив: "Нам необходимо двигаться к полной независимости от решений литовской стороны". Для литовской экономики было бы лучше, если бы они этого не делали. По словам губернатора, Россия уже имеет достаточное количество судов, если весь груз нужно будет перевезти морем. Кроме того, отдельные компании Калининграда начали закупать грузовые суда самостоятельно.
Вопрос в том, хватит ли кораблей для перевозки всех припасов? В настоящее время морские перевозки грузов между Калининградской областью и материковой частью России осуществляют около 25 судов, в том числе 4 железнодорожных парома, 2 парома РО-РО, 14 сухогрузов и 1 нефтяной танкер. За последние два года открылись регулярные маршруты Усть-Луга-Балтийск, Бронка-Калининград, Санкт-Петербург-Балтийск и Санкт-Петербург-Калининград.
Кроме того, президент Владимир Путин поручил построить новые паромы. Контракт на строительство будет заключен с судостроительным комплексом «Звезда» в Приморском крае. По оценкам верфи, паром будет сдан в 2028 году. Стоимость может составить около 30 миллиардов рублей и должна быть покрыта за счет федеральных средств. В феврале 2024 года во ФГУП «Росмолпорт» сообщили, что «проект CNF19M в настоящее время находится на стадии доработки с учетом максимального насыщения новых паромов отечественным оборудованием».
Звучит хорошо, но 2028 год не так уж и близок, и проблемы пока остаются. Например, в Калининградском воеводстве Росмолпорт в конце 2023 года сообщили, что спрос на паромные перевозки по-прежнему превышает предложение и мощности как минимум в два раза. Из-за нехватки приоритет отдается критически важным грузам, на долю которых приходится одна десятая вместимости парома.
Теоретически раньше в регион могут прийти еще два парома, один из которых, «Александр Деев», уже строится на Амурском судостроительном заводе (АСЗ). Правительство Сахалинской области, где корабль был построен, отказалось принять его на вооружение. Администрация Калининградской области обратилась к Федеральному центру с просьбой предоставить этот паром, а также еще один паром этой серии - "Василий Ощепков", достраиваемый на АСЗ. Об этом говорили еще в середине прошлого года, но новостей пока нет.
Доцент Всероссийской академии внешней торговли, профессор Андрей Голубчик заявил, что существующего флота "в принципе" достаточно для обеспечения потребностей Калининграда, но это экономическая проблема, даже несмотря на повышение тарифов Литвой. Мы считаем, что В этом случае. Потому что такие транспортные расходы будут дороже.
— Полностью отказаться от железнодорожного сообщения сложно и дорого. Морская доставка все еще не такая уж и дешевая. Не забывайте, что раньше через Литву курсировали не только поезда, но и грузовики, перевозившие различные грузы.
Обратите внимание: Как я хотел стать капиталистом и что из этого получилось. Что не так?.
На данный момент это не так, но мы не знаем, как долго продлится такая ситуация. Но я думаю, что рано или поздно мы вернемся к железнодорожному транспорту.А пока используйте обходной путь. На мой взгляд, паромов достаточно, чтобы сохранить статус-кво в Калининградской области. Пройденное расстояние не очень большое, и на совершение путешествия потребуется меньше недели. Дешевле и быстрее ехать на поезде, но на поезде туда не добраться.
Доктор экономических наук, профессор кафедры социальных и политических исследований Европейского института РАН, ведущий научный сотрудник Николай Меевич считает, что дополнительные затраты стоит того, чтобы окончательно избавиться от зависимости от Литвы. Наш ответ заключается в том, что Литва наказывает себя, отказываясь от экономического сотрудничества с Российской Федерацией.
- Конечно, Литва могла бы полностью перекрыть движение в Калининградскую область, но она не намерена этого делать. Это потому, что с точки зрения «остатков» международного права это типичный военный инцидент. А Литве, мягко говоря, не за что воевать, даже Белоруссии. Мы можем воевать только против Латвии, но причина этого в другом вопросе. Так что понятно, что они не будут полностью блокировать наш трафик, но продолжат постепенно ограничивать трафик. Помните анекдот о том, как владелец лошади пытается заставить лошадь перестать есть, и почти добился того, чтобы она остановилась, но лошадь умерла? Речь идет о полном прекращении транспорта. Речь идет о попытках ограничить вещи до предела сделать их бессмысленными.
«СП»: Что делать России в этой ситуации?
"В этих условиях мы развиваем морской транспорт. Тем более, что Литва впервые объявила о закрытии границ не сейчас, а 13 лет назад. Мы не можем сказать, что готовы на 100%. Россия ни к чему не готова на 100%. Однако это не новая угроза, и подготовка к ней в настоящее время продвигается очень хорошо.
«СП»: Большие потери понесет сама Литва, если полностью ликвидировать транспорт?
— Литве не нужна железная дорога в ее нынешнем виде. Единственное, чего они требуют, — это ветка на Клайпеду для нас и белорусов и соединение с Калининградской железной дорогой. Содержание железных дорог в любой стране требует больших денежных средств. Если вы не получите прибыль, вы понесете убытки. В настоящее время Вильнюс несет потери. Но я не понимаю, почему это должно нас беспокоить. Давайте их раздражать.
«СП»: Значит ли это, что лучший способ выхода из этой ситуации для нас — отказаться от перевозок и перейти на морское сообщение?
- конечно. Уверяю вас, даже первокурсники Макаровского военно-морского училища прекрасно понимают, что им необходимо стремиться на калининградское направление. Какие там секреты?
«СП»: Однако морской транспорт все равно дороже железнодорожного. Насколько это серьезная проблема?
— Сегодня основными направлениями морского транспорта в Калининград являются: Поезд просто садится на корабль, и это называется железнодорожным паромом. Да, это дорого и отнимает много времени. Но мы ни от кого не зависим и никому не платим. Ведь наш персонал работает на железнодорожных паромах, и туда ездят наши сотрудники и грузы. И, строго говоря, от литовцев нам ничего не нужно.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Вильнюс в очередной раз усложнил провоз грузов в Калининград, но, в конечном итоге, пострадает от этого сам.