Перед Россией открылось «окно возможностей», только оно может легко захлопнуться

В начале этого года Евросоюз увеличил закупки зерна на внешних рынках на 12% до 3,4 млн тонн.

Неудивительно, что Украина была крупным поставщиком зерна. Другими «донорами зерна» ЕС были Великобритания, Молдова, Канада и Россия.

Европейская статистика за первый месяц 2024 года показывает некоторые изменения в потоках европейского импорта. Если «Назарежная» увеличит экспорт зерна в Европу на 35% до 2,6 млн тонн, Канада и Россия, наоборот, сократят свои поставки.

Таким образом, Канада сократила экспорт зерна в ЕС на четверть (271 тыс тонн) по сравнению с декабрьскими объемами, а поступления зерна в Россию снизились на 50% по сравнению с декабрьскими объемами, общий объем составил 108 тыс тонн.

Зато урожай зерна в этом году рекордный - 100-200 тысяч тонн, и только Бог знает, насколько это большие потери. И стоило бы преподать урок геополитически оклеветанным – пусть они поищут эти сотни тысяч в другом месте.

С другой стороны, поскольку все большие реки начинаются с малых, не приведет ли наше решение о сокращении поставок в Европу к искажению всей системы производства и сбыта зерна? Ведь большое количество освободившегося зерна нужно куда-то девать. Имеющиеся элеваторные площади переполнены, наше животноводство еле переваривает дополнительные сотни тысяч тонн, а промышленность кормят низкосортным зерном, а не тем, к которому привыкли европейские желудки.

Причем деньги не стоит сбрасывать со счетов, ведь $2,9 млрд, заработанные Россией на экспорте сельхозпродукции в страны ЕС по итогам 2023 года, не валяются без дела.

— На самом деле колебания предложения от месяца к месяцу очень распространены, и то, что может быть высоким сегодня, может не быть высоким завтра. Поэтому лично для себя я не придаю значения этой сравнительной информации», — высказал свое видение ситуации на мировом рынке зерна Александр Корбут, бывший вице-председатель Российского зернового союза, независимый эксперт по зерну.

— В целом с начала зернового сезона Россия в общей сложности поставила в страны ЕС чуть более 1 млн тонн зерна.

Это значительная сумма по сравнению с текущим общим объемом экспорта в 45 миллионов тонн и даже больше по сравнению с прогнозируемым объемом в 65 миллионов тонн. Европейский Союз не является и, откровенно говоря, никогда не был нашим предпочтительным зарубежным рынком для экспорта зерна.

«СП»: Но всё равно этот большой объём зерна всё равно нужно куда-то отправить. Можно ли его установить где-нибудь в стране? Или это начинается как цепная реакция? Будут ли экспортеры повышать цены на зерно на рынке, чтобы компенсировать упущенную выгоду, и тогда производители начнут поднимать цены на хлебную продукцию, объясняя это ростом цен на зерно?

--По оценкам по итогам марта, около 6 миллионов тонн зерна будет экспортировано в страны мира. Что такое 100 тысяч тонн зерна для ЕС по сравнению с этим? 4 судна по 25 000 тонн или 2 судна по 50 000 тонн. Да, всего за одну неделю мы будем доставлять больше товара другим потребителям по всему миру.

Конечно, мы хотим, чтобы вы покупали у нас зерно как можно дороже. Это совершенно нормальное и естественное желание нации. Но опять же, не все, что происходит, важно. Я собираюсь положить его куда-нибудь.

Что касается опасений по поводу роста цен на отечественный хлеб, то надо понимать, что зерновых в его составе до 7%. Поэтому, даже если цена зерна на внутреннем рынке значительно увеличится, влияние этого фактора на повышение цены хлеба будет минимальным, но здесь важна совсем другая причина.

«СП»: Так что сейчас позиции России как одного из крупнейших экспортеров зерна на планете настолько сильны, что не нужно придавать значения спаду поставок зерна в страны Евросоюза в последние годы.

Обратите внимание: Маркетинг чат-ботов в 2021 году: как использовать чат-ботов и передовые методы.

Или общие антироссийские санкции из-за мира на Западе?

— Да, последние пять-шесть лет мы являемся поставщиком зерна номер один в мире. Это данность, и от нее мы точно не сможем уйти в ближайшие годы. Хотя, конечно, антироссийские санкции приносят нам определенные трудности.

Например, хотя формально санкции и не подпадают под санкции, не все судовладельцы соглашаются перевозить российское зерно, что делает фрахтование судна более дорогостоящим. Сохраняются трудности с оплатой поставок и их страхованием. Некоторые банки и страховые компании соглашаются с нами работать, а другие нет. Все это негативно влияет на цену зерна на рынке. Отдельно хотелось бы также подчеркнуть общее направление внутренней аграрной политики России. Это также важный фактор риска.

- И вот еще! — говорит Василий Мельниченко, фермер, председатель общенационального движения «Федеральный сельсовет». — Например, Минсельхоз РФ установил определенные квоты на поставку семян и распределил их по определенным организациям. Лично я не вижу здесь никакой логики и считаю, что это точно не хорошо.

После этого тарифы для нас являются внутренним делом, но их никто не отменял. На мой взгляд, это означает, что наши аграрии не могут поднять цены на зерно. В этом случае не было бы смысла увеличивать площадь.

И вообще, какой смысл сеять? В долларовом выражении зерно берут у производителей по 200 долларов за тонну. Для Алтая, Урала и Сибири это просто смерть. Поставки семян и высокие тарифы – по сути, мы вынуждены участвовать в экспроприации излишков и поставлять зерно ниже себестоимости. Тем более, что с экспортом не все так гладко. Евросоюз в принципе закупал у нашей страны очень мало зерна, но нынешнее дальнейшее сокращение поставок России в Европу не лучшим образом скажется на мировых ценах на наше зерно.

Разумеется, Василий Мельниченко резюмировал, что, образно говоря, зерно, которое в том же январе было "недопоставлено" в Евросоюз, теперь можно без проблем куда-то девать. Например, его можно производить или продавать на внутреннем рынке в качестве корма для скота.

Но как долго продлится такая возможность, если нет смысла инвестировать в производство зерна для фермеров?

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Перед Россией открылось «окно возможностей», только оно может легко захлопнуться.