
Катарская компания Qatar Energy сделала серьёзную заявку на укрепление своих позиций на мировом рынке сжиженного природного газа (СПГ), заключив долгосрочные контракты на фрахт 19 новых современных газовозов. Соглашения подписаны с четырьмя международными судовладельцами, включая китайские CMES и Shandong Marine Energy, а также малайзийскую MISC Berhad. Этот шаг является частью масштабной стратегии по расширению присутствия.
1. Гонка вооружений на море
Большая часть судов — 15 единиц — будет построена на верфях Южной Кореи (Samsung Heavy Industries и Hanwha Ocean). Каждый новый газовоз сможет перевозить до 174 000 кубометров СПГ. Как заявил министр энергетики Катара Саад Шерида Аль-Кааби, этот флот необходим для поддержки растущих производственных мощностей как в самом Катаре, так и для проектов в США. Всего с 2022 года Qatar Energy зафрахтовала уже 104 танкера, что демонстрирует амбициозные планы страны по увеличению добычи СПГ с 77 до 142 миллионов тонн к 2030 году и возвращению себе лидерства на рынке.
2. Российские амбиции в тисках санкций
В ответ на активность конкурентов российское правительство утвердило соглашение с «Новатэком» о развитии мощностей по производству СПГ до 2030 года. Официальная цель — нарастить выпуск до 110 млн тонн в год и занять 20% мирового рынка. Однако достижение этих показателей находится под большим вопросом из-за санкционного давления, особенно на ключевой проект «Арктик СПГ-2». Компания уже столкнулась с дефицитом танкеров и вынуждена сокращать производство.
По словам заместителя директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Грибака, над созданием новой логистической схемы ведётся работа, но процесс займёт больше времени, чем планировалось изначально. «Очень жаль, что мы не подготовились заранее», — отмечает эксперт, указывая на нарушение гарантий со стороны западных партнёров.
3. Трубопровод vs СПГ: кто кого?
Несмотря на бум вокруг СПГ, эксперты не спешат списывать со счетов традиционные трубопроводы. Алексей Грибак подчёркивает, что трубопроводный газ остаётся значительно эффективнее для поставок на расстояния в 4-5 тысяч километров. Большая часть СПГ после морской доставки всё равно поступает в газотранспортные системы. Политические решения, заставляющие отказываться от труб в пользу СПГ, он называет элементом недобросовестной конкуренции, ведущим к энергетическим кризисам.
4. Тройка лидеров и фактор неопределённости
Как отмечает главный эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович, сегодня на рынке доминируют три игрока: США, Катар и Австралия, и все они наращивают мощности. США, оставаясь энергетической сверхдержавой, реализуют самые амбициозные планы. Катар обладает гигантским Северным месторождением и поддержкой американских инвесторов. Австралия же может столкнуться с резким ростом стоимости проектов.
Существует риск перепроизводства газа, но итог будет зависеть от спроса, особенно со стороны Китая. Усиление конкуренции со стороны СПГ неизбежно повлияет на ценообразование трубопроводного газа. Например, Китай может настаивать на привязке цен на российский газ не к нефти, а к более дешёвому углю или к спотовым ценам на СПГ.
5. Геополитика как решающий аргумент
Здесь в игру вступает фактор безопасности. Военные конфликты или эскалация напряжённости (например, вокруг Тайваня) могут в любой момент нарушить морские поставки СПГ в Китай. В такой ситуации надёжные трубопроводные маршруты из России или Средней Азии приобретают стратегическое значение. Хотя контракт по «Силе Сибири — 2» пока не подписан, логика подсказывает, что Пекину нужны гарантированные источники энергии. Существующий газопровод «Сила Сибири» продолжает наращивать поставки и остаётся рентабельным проектом.
Таким образом, несмотря на активное развитие рынка СПГ и строительство нового флота, «хоронить» трубопроводный газ, особенно в контексте российско-китайского сотрудничества, ещё очень рано. События в мире могут в любой момент изменить баланс, сделав морской транспорт уязвимым, а сухопутные «трубы» — бесценным активом.
Обратите внимание: "Чего ждать россиянам" Могут ли "Навальные" санкции привести к проблемам экономики в 2021 году?.
Последние новости о рынке нефти и газа, стоимости бензина и дизтоплива — в «Темах свободной прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Хоронить российскийскую «трубу» рано, события в мире могут больно ударить по морскому транспорту.