В Госсовете заговорили о приближении тяжелого кризиса угольной промышленности

Отечественная угольная отрасль находится в серьезном кризисе.

К такому выводу пришел комитет Госсовета РФ по энергетике по результатам анализа текущей ситуации в отрасли.

И ситуация, безусловно, выглядит очень неудачной. Цены на уголь упали, а затраты на логистику и обслуживание корпоративных кредитов возросли. В Госсовете полагают, что из-за совокупности этих факторов общие потери угольной отрасли к концу этого года достигнут 450 миллиардов рублей, что вдвое превысит общую прибыль, полученную углем. Минор в 2020 и 2021 годах.

Чтобы избежать таких потерь в добыче угля, комитет предложил ряд мер.

Например, отменить валютные экспортные пошлины на уголь или ввести пороговую цену, ниже которой пошлины больше не применяются.

По оценкам экспертов, цена отсечения может быть установлена ​​на уровне $114 за тонну угля на Дальнем Востоке, $106 за тонну на северо-западе страны и $111 за тонну на юге. Для коксующегося угля эти цифры составляют 172, 167 и 165 долларов США соответственно, а для антрацита и энергетических концентратов PCI — 141, 137 и 137 долларов.

Госсовет также прекратил использование австралийского премиального коксующегося угля SGX TSI FOB австралийского премиального индекса OTS для коксующегося угля при расчете НДПИ по коксующемуся углю и установил порядок расчета НДПИ к 1 января. Мы считаем, что это должно быть реализовано, 2022 (без привязки к глобальному эталону).

Кроме того, комиссия призывает РЖД перевезти объемы экспортного угля на восток в рамках соглашений с угольными регионами, увеличить перевозки в восточном направлении, заключить количественные соглашения об экспорте угля на юг и север на запад. Было рекомендовано. Кроме того, железнодорожникам посоветовали вернуть отмененный в середине 2022 года коэффициент концессии на расстояние, кардинально изменив экономику транспортировки угля из материкового центра и предложив скидки до 12,8%.

Но, похоже, эти рекомендации по-прежнему остаются рекомендациями.

Тем более, что Минфин выступает против введения цен отсечения. А железнодорожники "систематически работают над решением задач, поставленных руководством страны, включая новые задачи, которые могут возникнуть в ближайшее время и повлиять на ранее согласованные планы. Однако до кризиса они очень неохотно соглашались на льготы". Для угольщиков (только в обмен на гарантированный объем перевозки) и сейчас еще меньше шансов, что они на это согласятся.

Но значит ли это, что угольную отрасль действительно ждут «темные времена»?

"Не будет преувеличением сказать, что нашу угольную отрасль ждет катастрофа", - заявил политолог Алексей Ампилогов, изложив свое видение происходящего в энергетике РФ.

— Здесь прежде всего следует иметь в виду два нюанса. Во-первых, рынок угля существует не изолированно, а в сочетании с рынками нефти, газа и металлургии. Во-вторых, угольная и газовая энергетика частично совместимы, поэтому природный газ является прямым конкурентом энергетического угля. И все это приходится учитывать в механике.

Да, в настоящее время в угольной отрасли наблюдаются определенные негативные тенденции, связанные с дешевой ценой на природный газ, но рынок угля сталкивался с подобной ситуацией не раз. Как только цены на газ начнут расти, угольные проекты снова начнут страдать. Цены на газ сейчас упали с $1000 за тысячу кубометров до $300-350. В этих условиях некоторые угольные проекты окажутся на грани безубыточности, а другие станут совершенно убыточными.

Однако если мы посмотрим на мировую экономику в целом, то увидим, что спрос на уголь продолжает расти в абсолютном выражении. Индия и Китай, две наиболее энергоемкие страны, не могут позволить себе отказаться от угольной энергетики, даже несмотря на то, что они относительно продвинуты в этом направлении. Доля этих стран в производстве энергии снижается.

Благодаря этому Россия обеспечила загрузку восточного угольного пояса, грузопоток по Транссибу и БАМу, а также разрабатывает третий проект строительства железной дороги восточнее Эргинского угольного месторождения. Якутия полностью специализируется на экспорте коксующегося угля из крупнейших запасов и в то же время позволяет подробно говорить о строительстве моста на Сахалин, чтобы включить на этот транспортный маршрут большое количество сахалинского угля.

Потому что теперь есть важное политическое измерение. По сути, в мире мало мест, где есть уголь хорошего качества, но с вступлением Австралии в зону AUKUS Китай отказался покупать австралийский уголь, несмотря на его высокое качество. Точно так же, как и американский. Это потому, что они не хотят повторить судьбу Японии в начале Второй мировой войны, когда Соединенные Штаты ввели торговое эмбарго, которое поставило экономику Японии на грань исчезновения.

Обратите внимание: Новейшие отрасли промышленности.

Китаю выгодно вести бизнес с Россией. Это связано с тем, что почти весь уголь нашей страны перевозится автомобильным транспортом, что отражается на конечной стоимости.

«СП»: Неужели с нашей угольной отраслью все в порядке? Получается, комитет Госсовета по энергетике пускает воду?

-- Ну, Транссиб и БАМ сейчас перегружены. Восточный угольный терминал перегружен. Существующие терминалы по экспорту угля, как правило, перегружены. Для смягчения этого давления необходимы новые глубоководные портовые мощности. В это время.

Во-вторых, новые санкции США и Великобритании против нашей металлургической промышленности неизбежно повлияют на нашу экономику. Раньше основная логистика нашей металлургии была сосредоточена в Черном и Балтийском морях. То есть основными потребителями российских металлов были европейцы.

Ну видимо придется переключиться на Ближний Восток и Африку. Потому что я ничего не могу поймать ни в Азии, ни в Китае. Однако пока остается под вопросом, как долго продлится такая смена направления, поскольку фактически именно столько коксующийся уголь будет востребован в металлургическом производстве нашей страны в этот период.

3 – Текущие колебания цен на уголь, вероятно, приведут к региональным потерям для многих производителей, использующих старые и уже истощающиеся запасы угля. Из-за высокой стоимости угля добыча ведется в основном вертикальным стволовым способом. Прежде всего, на мой взгляд, в зоне опасности находятся шахтёры Воркуты, Кузбасса и Донбасса, где уже много лет ведется добыча полезных ископаемых.

«СП»: Означает ли это, что шахтерский регион Донбасс рискует стать новым депрессивным регионом России, гражданам которого будет сложно найти работу?

— Надо понимать, что речь идет об истощении запасов легкодобываемого угля. Поэтому на Донбассе еще довольно много геологических месторождений угля. Однако угля в Донбассе уже мало, а рентабельность текущих запасов не требует бурения с глубины 3-4 километра. Я думаю, что некоторые старые шахты неизбежно закроются, и возникнут трудности. Но это не значит, что Донбасс, как и вся угольная отрасль России, попадет в какой-то отчаянный кризис и сломает зубы.

Перспективы Донбасса в целом позитивные. Например, тот же Луганский рудник производит очень качественный антрацит с отличной энергоемкостью.

А под Горловкой есть качественный коксующийся уголь для металлургии. Однако сейчас там идет бой, и по объективным причинам добыча не ведется, поскольку она слишком опасна. По мере продвижения фронта на запад открываются великолепные виды. Это первое.

Во-вторых, мы должны понимать, что все проблемы, которые сейчас испытывает угольная отрасль, будут сохраняться до тех пор, пока по каким-то причинам рынок нефти и газа снова не столкнется с какими-то трудностями, из-за которых стоимость углеводородов вырастет.

И ситуация улучшится, если вы просто проявите инициативу и начнете искать инвесторов. Взять, к примеру, Эльгинское месторождение. Кстати, там те же инвесторы, которые основали телекоммуникационного оператора Yota, и они просто решили построить новый порт на берегу Охотского моря, которое раздирают.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: В Госсовете заговорили о приближении тяжелого кризиса угольной промышленности.