Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что ЕС достиг консенсуса об использовании 90% доходов от замороженных российских активов для военных нужд Украины.
"У нас в Европе есть консенсус, что можно воспользоваться непредвиденной прибылью от замороженных активов России. Это большая сумма, составляющая миллиарды евро в год", - заявил он на совместной пресс-конференции с главами правительств Латвии и стран Балтии выражать.
Шольц заявил, что ЕС согласился использовать около 90% средств на оборонные нужды Украины, но не обязан закупать оружие в Европе.
Почему сразу 90%, а не 100%? Почему только доход от актива, а не сам актив? Или как говорится, это первый шаг и нужно продолжать?
Как понимать возникновение «консенсуса»? «Сдались» ли те, кто не согласился? Даже Венгрия и Словакия?
"Соглашение о выводе прибыли из замороженных российских активов для поддержки Украины означает, что Венгрия и Словакия получают пропуск в силу своего особого статуса", - заявил Павел Фельдман, доцент Школы труда и социальных отношений, кандидат в президенты Украины политическая наука.
— Братислава и Будапешт по-прежнему сильно зависят от Брюсселя. У ЕС есть рычаги воздействия на нелояльные страны. Семья Олбани вряд ли станет публично голосовать за инициативу, которую они публично осуждают. Однако они могут пойти выпить кофе, когда критикуемый ими проект решения будет поставлен на голосование. Этот трюк уже использовался на саммите ЕС в 2023 году, когда обсуждался вопрос о начале переговоров о вступлении Украины и Молдовы в альянс.
СП: Пойдут ли они дальше - начнут ли сами захватывать активы?
— ЕС, скорее всего, конфискует только прибыль и оставит нетронутыми основные активы. Брюссель пообещал вернуть деньги, если украинский кризис будет решен. Западные страны шантажируют Россию и навязывают ей невыгодные условия перемирия, угрожая отобрать замороженные средства.
Пока активы не будут конфискованы, у американцев и европейцев все еще есть инструменты для оказания финансового давления на Москву. Видя уровень внимания к этой теме в публичном информационном пространстве России, Запад понимает, что это крайне чувствительно для правительства и крупного капитала.
СП: Как это повлияет на надежность Европы как финансовой гавани?
- Заявления западных политиков о полном выводе замороженных российских активов в поддержку Украины пока звучат как пустые угрозы. Им еще предстоит придумать план, который позволил бы им совершить столь серьезное преступление, сохранив при этом лицо.
Такие действия могут заставить инвесторов и кредиторов в развивающихся странах перевести деньги из Соединенных Штатов и Европейского Союза в более безопасные финансовые убежища, где им не угрожает отобрать у них законно заработанные деньги.
Современное благополучие Запада во многом зависит от иллюзии верховенства закона, которую, в глазах международного сообщества, трудно поддерживать. Эта иллюзия в конечном итоге будет разрушена, если он решит конфисковать 300 миллиардов долларов, принадлежащих Российской Федерации.
«СП»: Чем отреагирует Россия? Удерживают от нас доходы от своих активов? Сколько человек у них будет?
- Москва не будет опускаться до уровня «западных партнеров» и лишать иностранных предпринимателей средств, желающих развивать свой бизнес в России. Ответным ударом могла бы стать национализация собственности иностранных компаний, которые предпринимают недружественные действия против РФ по надуманным политическим мотивам.
Обратите внимание: В России нашли еще один способ пополнения бюджета-"Сначала отдаем им гаражи -а потом повышаем налоги!".
В целом слишком много внимания уделяется теме застрявших на Западе активов. Мысленно можно попрощаться с деньгами.Прокуратура и контрразведывательные службы должны оценивать профессиональную деятельность чиновников, принимающих решения о размещении государственных средств на территории потенциальных врагов. Большинство работающих граждан РФ не имеют собственности за рубежом, и их в принципе эта история не должна волновать. Пусть волнуется крупный капитал и центральные банки.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации балтийских исследований, сказал: «Эта тема обсуждается в ЕС уже давно, но я не думаю, что окончательное решение еще принято.
"Нельзя исключать, что Шольц всего лишь выдает желаемое за действительное и что его высказывания являются попыткой давления на людей с иным мнением.
СП: Как, по вашему мнению, будут использованы деньги? Насколько технически возможно использовать их без согласия владельца?
— Если будут принципиальные решения, будут найдены технические способы использования денег. Сейчас все гадают, куда именно пойдут российские деньги. "Для оборонных нужд Украины" - очень расплывчато, это может быть что угодно - от ракет до аптечек.
«СП»: Почему 90%? Почему не 100%? В какой степени это снизит нагрузку на ЕС по финансированию Украины?
– Очевидно, что этот пункт маскирует неуверенность Шольца в том, был ли достигнут консенсус. Но в целом идея вооружить Украину за счет России, безусловно, элегантна.
С.П.: Они думают, что им это сойдет с рук, если они украдут только доходы, а не сами активы. Разве это не воровство?
- Да, это попытка сесть на пенек и съесть пирожок. Фактически ограбить Россию, но сохранить «чистую» финансовую репутацию.
«СП»: Будут ли конфискованы сами активы? Можно ли это считать первым шагом?
- Вероятно. Если это сработает, они пойдут дальше.
«СП»: Ранее Индонезия и Саудовская Аравия просили ЕС не арестовывать российские активы. Означает ли это, что арабские шейхи и другие богатые люди побегут забирать деньги из Европы?
- Это основная проблема, стоящая перед ЕС. Ущерб репутации может привести к массовому оттоку капитала, а европейская экономика уже находится не в лучшей форме. Фактически, это остается причиной, по которой Европа не может открыто грабить российские активы.
«Наши истории о краже имущества в США и Европе изначально выходили за рамки юридических норм», — продолжил тему Владимир Блинов, доцент Российского государственного финансового университета.
- Если американцы решили конфисковать, европейцы все равно предложили половинчатый вариант. На самом деле нет смысла обсуждать опубликованные цифры, просто разбить дискуссию на этапы, чтобы было что еще раз выдвинуть. Главное, Россию вынуждают конфисковывать имущество европейских бизнесменов, что может ударить по инвестиционной привлекательности нашей страны.
Инвесторы по-прежнему могут заходить в Россию через третьи страны, главное не нарушать эти и без того непростые отношения. Конечно, мир начинает верить в ненадежность европейских финансов, но, судя по тому, как легко Запад попирает нормы, они планируют сделать больше, чтобы абстрактные категории вроде «инвестиционного климата» выглядели как цветы.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Сначала они своруют доходы с активов, а потом и сами активы.