Арктический вектор: как Северный морской путь становится драйвером экономики и почему ему нужны олени, железные дороги и малая авиация

На Международном форуме «Арктика — территория диалога» представители власти и бизнеса обсудили стратегическое значение Северного морского пути (СМП). Председатель Российского морского агентства Николай Патрушев высоко оценил советский опыт освоения Арктики. Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев сообщил, что грузопоток по СМП в этом году сохранится на рекордном уровне — 38 млн тонн, что на 1,6 млн тонн больше, чем в 2023-м. Министр по развитию Дальнего Востока Алексей Чекунков отметил существенный рост транзита — на 46%.

1. СМП как центр экономического притяжения

Экономист, главный эксперт Центра политических технологий Никита Масленников подчеркнул, что Северный морской путь — это не просто транспортный коридор, а важнейшая артерия для поставок грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). С рыночной точки зрения альтернативы нет, поскольку АТР становится новым центром мировой экономики, технологий и инвестиций на ближайшие десятилетия.

2. Инфраструктура и мультипликативный эффект

Развитие СМП, по словам эксперта, — это комплексный проект. Он включает строительство портов, баз технического обслуживания и создание протяженных судоходных путей. Это, в свою очередь, стимулирует судостроительную отрасль и выступает локомотивом для развития всего Арктического региона, богатого природными ресурсами — от полезных ископаемых до биоресурсов.

Морские биологические ресурсы используются не в полной мере, а улучшение логистики позволит обеспечить стабильный сезонный вылов. Кроме того, в регионе есть оленеводческие хозяйства, что открывает перспективы для пищевой, текстильной и кожевенной промышленности. Арктику Масленников называет «Клондайком», заслуживающим пристального внимания.

3. Уроки прошлого и вызовы настоящего

Опыт СССР в освоении отдаленных территорий, по мнению эксперта, остается актуальным. Речь идет о гибкой системе северных коэффициентов для привлечения кадров. Сегодня же ключевая задача — создание комфортной инфраструктуры для жизни и работы в суровых климатических условиях.

4. Геополитика и конкуренция с Суэцким каналом

Проблемы Суэцкого канала, грузопоток через который сократился почти вдвое, повышают привлекательность СМП как альтернативного маршрута. Пропускная способность Суэца достигла предела, а его расширение географически ограничено. Северный маршрут, особенно для европейских производителей, может быть выгоднее по времени и стоимости доставки товаров в Азию, так как он значительно короче пути через Атлантический и Индийский океаны. Это преимущество станет еще очевиднее, если Россия обеспечит круглогодичную навигацию.

Обратите внимание: ТРИ БЕДЫ? ДУРАКИ, ДОРОГИ И...?.

5. Вызовы для развития: ледоколы и инвестиции

Главным препятствием для роста потенциала СМП остается необходимость в мощном ледокольном флоте, что, впрочем, стимулирует судостроение. Также есть сложности, например, с транспортировкой газа с Ямала из-за нехватки специализированных газовозов.

Арктика привлекает иностранные инвестиции, в частности, китайские. Китай активно участвует в проектах, таких как «Ямал СПГ», где его компаниям принадлежит около 30% акций. Однако существуют разногласия: Россия настаивает на суверенитете СМП и использовании судов под своим флагом, а Китай хочет задействовать собственный флот. Индия также проявляет интерес к маршруту.

Помимо сжиженного природного газа, большой потенциал эксперты видят в разработке месторождений редкоземельных металлов, что может стать новым драйвером роста.

6. Железные дороги или малая авиация?

Отвечая на вопрос о необходимости железных дорог в Арктике, Никита Масленников высказал мнение, что приоритет следует отдать развитию воздушного сообщения, в частности, малой авиации. Советский опыт показал, что строительство железных дорог в условиях вечной мерзлоты — дорогое и не всегда эффективное решение. Малые самолеты могут стать более гибким и востребованным транспортом по мере освоения региона.

7. Планы на 2030 год: реалистичны ли они?

Согласно федеральному проекту, грузопоток по СМП к 2030 году должен достичь 109 млн тонн. Эксперт считает эту цифру реальной, но ее достижение зависит от скорости реализации проекта, которая сталкивается с климатическими и геополитическими трудностями. Привлечение иностранных инвестиций, в том числе китайских, тесно связано с урегулированием конфликта на Украине.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Севморпуть продолжат олени, железные дороги и малая авиация.