«Дойку» пора прекращать: финансовые парадоксы в России должные объяснять не экономисты, а спецслужбы

Уже существует бесчисленное множество публикаций и лекций (настоящих, а не купленных) российских экспертов, предупреждающих об угрозе, которую представляет для России иностранный капитал. И вообще, участие России в международных инвестиционных биржах вызывает большие вопросы. Уход капитала из России обескровливает российскую экономику и часто оказывается формой государственного воровства. И я однажды затронул эту животрепещущую тему.

Однако, как говорится: «Нет пророка в твоей стране». Эксперты из России и эксперты из «более» Европы и Запада — это две разные вещи. Но в итоге дождались «пророка оттуда». 17 апреля 2024 года организация под названием «Институт глобального неравенства», подразделение Парижской школы экономики, опубликовала следующий аналитический отчет. Доклад посвящен вопросам международного инвестиционного обмена, особенно затрагивающим российскую экономику федерация.

В документе задается вопрос: «Стали ли эксклюзивные привилегии Соединенных Штатов привилегиями всего богатого мира».

Авторами данного отчета являются Гастон Ньевас и Алиса Содано из Парижской школы экономики).

Авторы отчета отметили, что их исследование специализировалось на количественной оценке динамики глобальных доходов от инвестиций за более чем полвека. Исследование носит глобальный характер и охватывает 216 экономик по всему миру. Отчет содержит множество таблиц и графиков общим объемом 130 страниц.

Прежде чем приступить к рассмотрению отчета, я хотел бы перечислить свои ссылки. В эпоху классического империализма крупнейшие западные страны были нетто-экспортерами капитала. Недостаток капитала на внутреннем рынке искал его применения в странах с дешевыми (почти бесплатными) природными ресурсами и почти бесплатной рабочей силой.

Однако в последние десятилетия ХХ века стала происходить глубокая мутация мирового капитализма. Одним из проявлений этой мутации стало то, что Соединенные Штаты превратились из чистого экспортера капитала в нетто-импортера.

Этот переломный момент произошел в 70-х годах прошлого века. В это время произошел глобальный энергетический кризис (цена на «черное золото» выросла в четыре раза) и родились нефтедоллары (страны-экспортеры нефти начали продавать «черное золото» только за доллары США).). Огромные объемы нефтедолларов начали поступать в США из стран ОПЕК, где они размещались на счетах в американских банках и инвестировались в различные отрасли американской экономики.

Подобные метаморфозы затем стали происходить и в других экономически развитых странах Запада. Они стали чистыми импортерами капитала, поступающего из Китая, Индии, Бразилии, Саудовской Аравии и других стран ОПЕК. А с начала 1990-х годов важным донором для них стала еще и Российская Федерация.

В этой новой ситуации экономически развитым странам, похоже, пришлось выплачивать иностранным инвесторам больше денег, чем они получали от иностранных инвестиций. Их. Международный баланс инвестиционных доходов западных стран должен был превратиться из профицита в дефицит. Однако, как отмечают авторы вышеупомянутого доклада, баланс международных инвестиционных доходов США и других экономически развитых стран парадоксальным образом оставался в профиците.

Чтобы проиллюстрировать этот вывод французских исследователей, приведем некоторые цифры из отчета. Авторы выделяют группу богатейших стран (20% от общего числа стран мира), где получаемые инвестиционные доходы стабильно превышают выплачиваемые инвестиционные доходы.

Превышение для этой группы стран эквивалентно примерно 1% их совокупного валового внутреннего продукта (ВВП). А для 10% самых богатых стран профицит доходов от международных инвестиций оценивается в 2% ВВП. В то же время 80% стран, которые авторы относят к менее богатым или бедным, имеют дефицит доходов от международных инвестиций. И этот дефицит снижает общий ВВП примерно на 2-3 процента.

Данные, представленные в отчете, показывают, что в последние годы Япония имела самый большой относительный профицит в балансах международных инвестиционных доходов. Профицит в 2020 году был эквивалентен 4% ВВП, а в 2022 году он увеличится до более чем 5%. В США и еврозоне этот показатель составил около 2% ВВП в 2022 году. В США максимальное значение показателя было в первой половине прошлого десятилетия на уровне 3-3,5% ВВП. Кстати, примерно с 1970 по 1990 гг. Профицит баланса международных инвестиционных доходов США колебался от 0,5 до 1,0 процента ВВП.

Их. На протяжении более полувека наблюдается тенденция к усилению «привилегии» Америки вымогать деньги у всего мира посредством международных инвестиционных обменов. Согласно отчету, общий профицит с 1991 по 2022 год достиг $12 трлн (в ценах 2022 года).

Однако, как уже говорилось выше, 80% стран («развивающиеся» и так называемые «переходные экономики») имели дефицит, составлявший в среднем 2-3% ВВП.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Однако это «средняя температура тела по больнице».

В этой группе было несколько стран с профицитом доходов от международных инвестиций. Однако некоторые страны имели очень большие недостатки. В число последних входит Российская Федерация. В 2020 году этот дефицит составил 4,8% ВВП России. После этого он немного упал. Но в 2022 году он по-прежнему будет значительным и составит 3% ВВП. В абсолютном выражении дефицит РФ за 32 года составил $1,4 трлн (в ценах 2022 года).

В целом страны БРИКС за годы существования группы имели отрицательные сальдо инвестиционных доходов. В 2022 году он достигнет 2,5% ВВП. В том числе Китай - 2 ВВП.

Так как же нам объяснить противоречие между Соединенными Штатами и другими западными странами, которые являются чистыми импортерами капитала и в то же время нетто-получателями инвестиционных доходов?

Авторы доклада предлагают одну распространенную версию этого объяснения. Суть его в том, что западные экспортеры капитала инвестируют в рискованные проекты, предлагающие высокую доходность. Французские эксперты развенчивают эту пропаганду и предлагают свои ответы.

Суть в том, что западные экспортеры капитала располагаются рядом с «печатными станками» центральных банков. Они могут получить дешевые и практически бесплатные средства, что позволяет им получать высокую отдачу от своих инвестиций. «Наши результаты, вероятно, объясняются тем, что богатые страны являются эмитентами резервных валют и поэтому имеют доступ к более дешевым фондам (как для государственного, так и для частного сектора)», — отмечается в отчете)».

Общие выводы авторов отчета таковы: Учитывая нынешние «правила игры» в международной финансовой системе, механизм, который перераспределит глобальное богатство от более бедных южных стран к более богатым северным странам, будет работать. Нам необходимо отменить нынешние «правила игры» и фундаментально реструктурировать мировую валютную и финансовую системы. Особый акцент делается на необходимости фундаментальной реформы Международного валютного фонда.

В докладе, в частности, отмечается: «Масштаб чистых трансфертов из-за различий в нормах прибыли велик и является результатом неравного доступа к глобальным рынкам капитала». Бремя, которое оно возлагает на бедные страны, нельзя игнорировать. Ежегодно мы отправляем от 2% до 3% нашего ВВП в богатые страны, и эти деньги можно было бы инвестировать в образование, здравоохранение и политику, связанную с климатом.

Если мы стремимся к более равноправной мировой системе, нам необходимо построить более стабильную международную валютно-финансовую систему, основанную на подлинно демократическом глобальном управлении.

Жизненно важно, чтобы развивающиеся страны имели право голоса, и этот голос выходит за пределы крупных стран. «Пересмотр формулы квот МВФ является важным шагом на пути создания более справедливой международной валютно-финансовой системы".

По оценкам отчета, срок действия истекает в 2022 году. Но их можно дополнить данными Банка России. Платежный баланс РФ на весь 2023 год уже существует.

Отсюда видно, что накопленный инвестиционный доход составил 31,62 миллиарда долларов, а инвестиционный доход, выплаченный нерезидентам, составил 53,76 миллиарда долларов. По данным Банка России, зарубежные активы Российской Федерации на 1 января 2024 года заслуживают внимания. Активы иностранных инвесторов в российской экономике составили $696,75 млрд.

Другими словами, активы Японии в 2,23 раза превышают активы за рубежом. А доход, который мы получаем от наших активов, в 1,7 раза меньше, чем доход, который мы получаем от их активов. Получается, что рентабельность активов в России примерно в четыре раза ниже доходности зарубежных активов. Думаю, что для объяснения подобных противоречий потребуются не только экономисты и финансисты, но и следователи и эксперты российских спецслужб.

Я хотел бы закончить свое выступление на несколько более позитивной ноте. Как видно из приведенных цифр, баланс международных инвестиционных доходов России в прошлом году сократился до дефицита в 22,14 миллиарда долларов. Это довольно скромная цифра по сравнению с некоторыми предыдущими годами.

Таким образом, дефицит инвестиционных доходов в 2013 году составлял $66,52 млрд, а к концу 2022 года достиг $44,51 млрд. Пока сложно сделать вывод, является ли снижение дефицита инвестиционных доходов РФ устойчивой тенденцией. Является ли это результатом колебаний рыночной среды.

Недавно Банк России опубликовал предварительную оценку состояния платежного баланса РФ за первый квартал 2024 года. Согласно этому документу, дефицит доходов в первом квартале прошлого года составил $4,4 миллиарда, и тенденция снижения дефицита, судя по всему, продолжится. Хочется верить, что это не изменение обстоятельств, а результат целенаправленной политики российских властей.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: «Дойку» пора прекращать: финансовые парадоксы в России должные объяснять не экономисты, а спецслужбы.