Локализация автопрома: почему руль для «Волги» — это только начало

Премьер-министр Михаил Мишустин, осматривая представленные на нижегородской выставке новые модели «Волги», сделал акцент на необходимости производства автокомпонентов в России. «Я хочу, чтобы руль делали в России», — заявил он, обращаясь к первому вице-премьеру Денису Мантурову и министру торговли и промышленности Антону Алиханову. При этом глава правительства отметил, что автомобиль выглядит современно и является «хорошей машиной».

1. Китайская основа российского бренда

Однако за этими словами стоит очевидный факт: все три представленные модели — седан «Волга С40» и кроссоверы «Волга К30» и «Волга К40» — на текущем этапе являются глубоко модернизированными версиями автомобилей китайской марки Changan. Они собраны в Китае, и даже такие элементы, как руль и коврики, произведены там же. Отличительными чертами стали легендарный логотип с оленем на решетке радиатора и дизайн передней части, стилизованный под классические «Волги».

Планы по локализации амбициозны: частичная сборка в Нижнем Новгороде начата в этом году, а на 2025 год запланирован переход на полный цикл, включая покраску кузова. Заниматься этим будет не ГАЗ, а новое АО «Производство легковых автомобилей», которое арендовало площади на заводе ГАЗ, ранее использовавшиеся для Volkswagen и Skoda.

2. Стратегия малых шагов: от руля к самостоятельности

Мишустин обозначил принципиальный подход: для российского автопрома важно не просто «отверточная» сборка, а развитие собственного производства компонентов, начиная с самых простых, вроде пластиковых деталей и руля. Это рассматривается как первый шаг на пути к технологической независимости.

Директор Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов в интервью «Свободной прессе» прокомментировал эту стратегию. Он считает стартовую позицию с локализации руля вполне нормальной. «Руль лучше, чем ничего. Мы уже столкнулись с тем, что партнеры ушли, и после них вообще не осталось технологий. Путь начинается с рулевого колеса», — отметил эксперт.

Стимулировать китайских партнеров к передаче технологий, по мнению Абзалова, должны не запреты, а экономические стимулы — например, налоговые льготы для сборочных предприятий, использующих больше отечественных комплектующих.

3. Долгосрочные вызовы и взгляд в будущее

Однако локализация ключевых агрегатов — двигателя, трансмиссии, электроники — это задача иного масштаба и несет другие риски. Абзалов указывает на парадокс: к моменту, когда в России могут построить заводы по производству современных двигателей внутреннего сгорания, мир может уже перейти на электромобили. Поэтому, чтобы быть конкурентоспособными через 20 лет, нужно думать не о копировании сегодняшних технологий, а о создании технологий завтрашнего дня.

Эксперт видит перспективу для России в двух направлениях. Во-первых, это освоение производства ключевых компонентов для электромобилей, в первую очередь аккумуляторов, стоимость которых составляет до 60% цены машины. Во-вторых, и это главная специализация страны — разработка программного обеспечения, «мозгов» для автомобилей будущего. «Давайте представим, как современные дети хотят, чтобы выглядели их будущие машины? Они захотят, чтобы автомобиль выглядел как смартфон», — говорит Абзалов.

4. Локализация как создание рыночного продукта

Возвращаясь к вопросу о руле, эксперт подчеркивает, что локализация ради локализации бессмысленна. Если российский руль окажется в разы дороже китайского аналога, это ударит по потребителю. Ключ к успеху — создание компонентов, востребованных не только для одной модели «Волги», а на широком рынке.

«Даже если проект «Волга» провалится, но мы сделаем руль, который будет востребован на рынке — это уже неплохо», — резюмирует Дмитрий Абзалов. Таким образом, возрождение легендарного бренда рассматривается не как самоцель, а как возможность запустить процесс создания в России конкурентоспособных, технологичных производств автокомпонентов, которые смогут жить своей жизнью независимо от судьбы конкретного автомобиля.

Все последние новости и самое важное об импортозамещении читайте в «Темах свободной прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Дмитрий Абзалов: Если проект «Волги» провалится, но мы сделаем руль, который будет востребован на рынке — это уже неплохо.