Бизнес-лобби предлагает смягчить прогрессивную шкалу НДФЛ, аргументируя это рисками для экономики

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин выступил с инициативой скорректировать предлагаемую правительством прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Он предложил установить максимальную ставку на уровне 18%, а не 22%, как планирует Минфин, и существенно повысить пороги для применения повышенных ставок.

1. Альтернативное предложение от бизнеса

Шохин признал, что запрос на социальную справедливость и переход к прогрессивному налогообложению в обществе назрел, однако раскритиковал пятиуровневую модель Минфина. По его мнению, она может спровоцировать уход высокодоходных граждан в «серую зону» и необоснованно увеличить нагрузку на высокооплачиваемых специалистов — инженеров и IT-работников, которых часто относят к среднему классу.

Вместо этого РСПП предлагает более мягкую и упрощенную трехступенчатую систему:

- Ставка 13% для годовых доходов до 5 млн рублей (против порога в 2,4 млн рублей у Минфина).
- Ставка 15% для доходов от 5 до 50 млн рублей (Минфин предлагает для диапазона 5-20 млн — 18%, а для 20-50 млн — 20%).
- Максимальная ставка 18% для доходов свыше 50 млн рублей (против 22% у Минфина).

По словам Шохина, столь агрессивное повышение ставки до 22% неочевидно и может привести к размыванию налоговой базы, так как граждане начнут активнее скрывать свои реальные доходы.

2. Торг или обоснованная позиция?

Инициатива РСПП вызвала вопросы: является ли это защитой общественных интересов или же лоббированием выгодных для крупного бизнеса условий под прикрытием риторики о социальной справедливости?

Экономист Никита Масленников считает, что ситуация не сводится к простому «торгу по интересам». Он отмечает, что у предложения бизнес-сообщества есть определенные основания, связанные с оценкой рисков новой налоговой системы.

Масленников выделяет три ключевых риска:

1. Риск «серых» зарплат. Работодатели, чтобы избежать повышенных налоговых отчислений за высокооплачиваемых сотрудников, могут начать искусственно занижать их официальные оклады, переводя часть выплат в неофициальный формат. Это ударит по самим работникам, чьи пенсионные и социальные права зависят от размера белой зарплаты.

2. Риск для инвестиций в человеческий капитал. Не до конца ясно, как новая система будет сочетаться с мерами социальной поддержки сотрудников и развитием корпоративных льгот. Для роста экономики критически важно инвестировать не только в технологии, но и в людей.

3. Риск для инвестиций в ценные бумаги. Доходы от инвестиций, превышающие порог в 2,4 млн рублей в год, также попадут под повышенную ставку. Это может демотивировать частных инвесторов и привести к сокращению дивидендных выплат, если не будут предложены четкие стимулы.

Обратите внимание: Парадокс бережливости.

3. Будут ли изменения в законопроекте?

По мнению Масленникова, несмотря на дискуссию, кардинальных изменений в правительственный законопроект вносить не станут. Инициатива Минфина пользуется широкой поддержкой, а общественная реакция на прогрессивную шкалу ожидается гораздо более спокойной, чем, например, на повышение пенсионного возраста.

Однако экономист предупреждает о долгосрочном риске: при сохранении инфляции и фиксации налоговых порогов на несколько лет (до 2030 года) реальная ценность этих порогов будет снижаться. Это может привести к тому, что под повышенные ставки необоснованно попадет все больше граждан. В такой ситуации, считает эксперт, обсуждаемый сегодня «порог» в 5 млн рублей может стать новой отправной точкой для дебатов.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Олигархи выторговывают себе процент под видом заботы о «социальной справедливости».