
Летом 2024 года в России активно обсуждаются изменения в налоговом законодательстве. Центральным событием стал законопроект №639663-8, который после второго чтения в Госдуме 9 июля ожидает окончательного принятия 5 августа. Основные нововведения, запланированные к введению с 2025 года, включают переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с пятью ступенями (от 13% до 22%) и повышение общей ставки налога на прибыль организаций с 20% до 25%.
1. Ожидаемый финансовый эффект и структура доходов
Ожидается, что реализация налоговой реформы принесет бюджетной системе дополнительно 2,6 трлн рублей уже в 2025 году. Основной вклад (1,6 трлн рублей) обеспечит рост поступлений от налога на прибыль. НДФЛ добавит около 533 млрд рублей, а остальная сумма будет сформирована за счет корректировок по НДПИ, земельному налогу и мерам по упрощению налоговой системы. Для сравнения: в 2023 году общие налоговые поступления в консолидированный бюджет России составили 36,2 трлн рублей (19,6 трлн — федеральный бюджет, 16,6 трлн — бюджеты регионов). Таким образом, планируемый прирост составит примерно 7,2% от уровня 2023 года.
Важно понимать, что бюджет формируется не только за счет налогов. Значительную роль играют неналоговые доходы: от использования государственной собственности, продажи имущества, платных услуг госорганов и штрафов. В 2023 году такие поступления достигли 15,2 трлн рублей. Суммарные доходы бюджетной системы (налоговые и неналоговые) составили 51,4 трлн рублей, или 30,1% ВВП. На этом фоне ожидаемый прирост от налоговой реформы выглядит умеренным, что указывает на потенциал для дальнейшего увеличения бюджетных доходов.
2. Международный контекст: Россия в мировых рейтингах
Для оценки амбиций российской налоговой политики полезно обратиться к международной статистике. Согласно данным Минфина России, в 2020 году доходы бюджета (включая неналоговые) составляли 30,52% ВВП страны. Этот показатель существенно ниже, чем во многих развитых государствах: Дания (46,54%), Франция (43,07%), Италия (42,60%), Германия (38,33%) и в среднем по странам ОЭСР (33,51%). Хотя США (25,54%) формально имеют более низкий относительный показатель, абсолютные объемы их бюджетных доходов колоссальны.
Аналитический сайт Wisevoter оценивает среднемировое налоговое бремя (доля налогов в ВВП) в 20,8%. Лидерами по этому показателю традиционно являются скандинавские страны и государства Западной Европы. Что касается конкретно налога на прибыль организаций, то после повышения ставки до 25% Россия выйдет на среднемировой уровень (24,1%) и присоединится к обширной группе стран, включающей Китай, Австрию, Нидерланды, Испанию и многие другие.
3. НДФЛ: осторожные шаги на пути к прогрессивной системе
Ситуация с подоходным налогом с физических лиц в России пока остается консервативной. После долгих лет плоской шкалы (13%) в 2021 году была введена повышенная ставка 15% для сверхдоходов. Предлагаемая пятиступенчатая прогрессия — это лишь начало пути. По данным Wisevoter, в большинстве стран мира, включая развивающиеся, действуют прогрессивные шкалы НДФЛ. Среднемировая максимальная ставка этого налога составляет 30,3%, а в таких странах, как Финляндия (56,95%), Дания (55,97%) или Австрия (55,0%), она превышает 50%. Даже в США, где федеральная ставка сейчас равна 37%, исторически она доходила до 90-95%.
В структуре налоговых доходов российского бюджета НДФЛ пока занимает лишь четвертое место (18,1% в 2023 году), уступая налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ, 27,3%), налогу на прибыль (21,9%) и НДС (19,9%). Для сравнения, в США доля подоходного налога с населения в федеральном бюджете достигает 50%, не считая налогов штатов.
4. Выводы и перспективы: необходимость дальнейших изменений
Текущая налоговая реформа — это важный, но лишь первый шаг. Для повышения устойчивости и мобилизационной готовности экономики в условиях внешнего давления необходимы более решительные меры. Ключевые задачи на будущее:
- Совершенствование структуры доходов бюджета, в том числе за счет увеличения доли НДФЛ и снижения зависимости от сырьевых налогов.
- Поэтапное наращивание бюджетных доходов как в абсолютном выражении, так и в процентах от ВВП, чтобы приблизиться к уровню экономически развитых стран.
Обратите внимание: Пополнение доходной части бюджета с помощью л*гализации работы д*вуш*к л*гкого пов*д*ния..
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Сколько дают в бюджет страны НДПИ, НДС и НДФЛ.